live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Глава всего – Христос; Ему надлежало принять человеческое естество и быть искушенным сатаною

cвященномученик Ириней Лионский
Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей), Книга 5
Глава XXI. Глава всего – Христос; Ему надлежало быть посланцем от Отца, Творца всего, принять человеческое естество и быть искушенным сатаною для того, чтобы исполнить обетования и одержать совершенную победу

   1. Итак, Он все возглавил, воздвигая войну против нашего врага и поражая того, кто вначале пленил нас в Адаме, и попирая главу его, как ты можешь читать в Бытии, что Бог сказал змею: «и положу вражду между тобою и между женою и между семенем твоим и семенем ее, он будет блюсти твою главу, а ты будешь блюсти его пяту» (Быт.3:15). Ибо с этого времени проповедовалось об имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову, как о блюдущем главу змее, т. е. о семени, о котором Апостол говорит в послании к галатам: «закон дел дан, доколе не придет семя, к которому относится обетование» (Гал.3:19), а еще яснее показывает в том же послании, говоря: «когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, родившегося от жены» (Гал.4:4). Ибо враг не был бы побежден справедливо, если бы победивший его не был человек от жены. Ибо чрез жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Посему, и Господь исповедует Себя Сыном человеческим, восстановляя в Себе первородного человека, от Которого создана была жена. чтобы как чрез человека побежденного род наш нисшел в смерть, так опять чрез человека победителя мы взошли в жизнь, и как чрез человека смерть одержала победу над нами, так опять чрез человека мы получили победу над смертью.
   2. Но Господь не восстановил бы в Себе ту древнюю и исконную вражду против змее чрез исполнение обетования Творца и совершение Его заповеди, если бы Он пришел от другого Отца. А так как Один и Тот же создал нас вначале и послал в конце Сына Своего, то Господь, родившийся от жены, сотворил Его заповедь, сокрушая нашего врага и совершая человека по образу и подобию Божию. И, поэтому, Он сокрушил его не иным чем, как изречениями Закона, и воспользовался помощью заповеди Отца к сокрушению и поражению отступника ангела. Подобно Моисею и Илии, постясь сорок дней, Он потом взалкал, для того, во первых, чтобы мы разумели Его истинным и действительным человеком, ибо человеку свойственно терпеть голод, когда постится, а во вторых, чтобы противник мот вступить в борьбу. Ибо, как вначале он человека, не страдавшего от голода, чрез вкушение обольстил преступить заповедь Божию, так в конце не мог того, кто терпел голод, склонить к принятию пищи, происходящей от Бога. Когда он искушал и говорил: «если ты Сын Божий, то скажи, чтобы камни сии сделались хлебами», то Господь отразил его заповедью Закона, говоря: «написано: не хлебом одним будет жить человек» (Мф.4:3-4; Втор.8:3). На слова: «если ты Сын Божий», (Господь) промолчал, но Он ослепил (врага) признанием Себя человеком и первое его нападение отразил посредством изречения Отца. Таким образом бывшее в раю повреждение человека чрез вкушение обоих (прародителей) было уничтожено чрез лишение (Господа) в сем мире. Опровергнутый посредством Закона, (враг) и сам попытался еще сделать нападение также чрез приведение заповеди Закона. Приведя (Господа) на высочайшее крыло храма, он сказал: «если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим Бог заповедал о Тебе, и на руках понесут Тебя да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф.4:6; Пс.90:11), – скрывая ложь посредством Писания, как делают все еретики. Ибо, что «Ангелам Своим заповедал о Нем», это написано, а о том, чтобы броситься вниз, не говорит никакое писание, но Диавол сам от себя привнес это внушение. Господь также посредством Закона опроверг его, говоря: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7; Втор.6:16), и сими словами Закона Он показал, конечно, то, что относится к человеку, потому что человек не должен искушать Бога, в отношении же к нему (врагу), поскольку он явился как человек, указал, чтоб он не искушал Господа Бога своего. Посему, превозношение разума, бывшее в змее, сокрушено смирением человека, и Диавол дважды был поражен от Писания, потому что был обличен как внушитель противного заповеди Божией и враг Божий по своему расположению. Сильно посрамленный, он, как бы собравшись с своими силами и сосредоточив все могущество свое во лжи, в третий раз «показал Ему все царства мира и славу их», говоря, как упоминает Лука: «все это дам Тебе, – потому что это предано мне и кому я хочу даю, – если припадешь и поклонишься мне» (Лк.4:6-7). Господь, обличая, кто он был, сказал: «отойди, сатана, ибо написано: Господу, Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10), – сим именем разоблачая его и в то же время показывая о Себе, Кто Он был. Ибо еврейское слово «сатана» означает отступник. Итак, в третий раз победив его, Он окончательно прогнал от Себя его, как законно побежденного; и бывшее в Адаме преступление заповеди Божией было уничтожено посредством заповеди Закона, которую соблюл Сын Человеческий, не преступив заповеди Божией.
   3. Кто же Господь Бог, о Котором свидетельствует Христос, Которого никто не должен искушать, Которому все должны поклоняться и Одному только служить? Это, без сомнения, Тот же Бог, Который дал и Закон. Ибо это было предсказано в Законе и Господь показал посредством изречения Закона, что Закон от Отца возвещает Слово Господне, отступивший же от Бога ангел низлагается чрез Его голос, быв обличен в том, каков он, и побежден Сыном Человеческим, соблюдшим заповедь Божию. Ибо так, как вначале Он склонил человека преступить заповедь Творца, почему и имел его в своей власти, а его власть состоит в преступлении и отступничестве, коими и связал человека то, с другой стороны, ему самому надлежало быть побежденным чрез человека же и быть связанным теми же узами, коими он связал человека, чтобы человек, освободившись, возвратился к своему Господу, оставляя те узы, которыми был связан, т. е. преступление. Ибо связание его было освобождением человека, потому что «не может кто либо войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного (Мф.12:29; Мк.3:27). Посему Господь обличает его в противоречии Богу, все сотворившему, и побеждает его посредством заповеди, заповедь же Божия есть Закон. Как человек, Он показал его беглецом и преступником Закона и отступником от Бога, а потом, как Слово, крепко связал его, как своего беглеца, и расхитил его сосуды, т. е. людей, коими он владел и несправедливо пользовался. И правильно был взят в плен тот, кто несправедливо пленил человека; а плененный прежде человек был исторгнут из власти обладателя по милосердию Бога Отца, Который сжалился над Своим созданием и даровал ему спасение, восстановив его чрез Слово, т. е. чрез Христа, дабы человек опытом познал, что не сам по себе, а ^по дару Божию он получил нетление.

https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/5#sel=119:1,123:285
Tags: Бог, Христос, духовная жизнь, ересь, православие, святые, христианство, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments