BY ANDREY – OCTOBER 29, 2014
KennethСандра КЕРЕЛЕЗОВА
Психологи могут сказать, что он имеет полное основание быть закрытым в себе скептиком, соблюдать безопасную дистанцию при общении, жить со страхом и презрением к каждому, воплощающему архетип отцовской или материнской фигуры. Каждый имеет право на это – каждый, кто в детстве избивался до крови своей собственной матерью и насиловался сексуально своим воспитателем – католическим священником на протяжении семи лет.
Пережив все это, немецкий православный писатель Клаус Кенет, однако, решил не быть подвластным логике гнева, а принять Православие, которое привело его к прощению… Неслучайно английское заглавие его эмблематической книги “Два миллиона километров в поиске любви” звучит”Рожденный для ненависти, возрожденный для любви!” Сегодня он считает своей миссией говорить об истинах Православия перед людьми различных национальностей, живущими на различных континентах.
В настоящий момент на болгарский язык переводится его вторая книга “Божества, идолы, гуру”, которая вый дет в свет в 2015 г. В октябре Клаус Кенет приехал в Болгарию, чтобы принять участие в Международной православной Альфа-конференции и встретиться со своими читателями в нескольких болгарских городах. Предлагаем его интервью, данное специально для читателей Православиe.BG.
Многие молодые люди, рожденные в христианской среде, привлечены восточными духовными учениями. Может быть в их глазах христианское учение ставит акцент на страхе перед Богом, на таких понятиях, как “греховность” и “ад”… Какова причина, по Вашему мнению?
Причин много. В каждом человеке, сотворенном по образу и подобию Божьему, имеется желание найти Бога в себе и во внешнем мире. И когда эта жажда Бога не утоляется, тогда молодой человек начинает искать что-то другое. Однажды на рынке в Афинах я увидел тенниску с изображением дьявола и надписью: “Господь занят! Могу ли я тебе помочь?” Дьявол услужлив и, если Церковь пробуждает страх, вместо того, чтобы дать людям Бога любви, случается именно это – они продолжают свои поиски и останавливаются в другом месте – там, где им кажется, что удобно.
В дзэн-буддизме, в практиковании йоги не ощущаешь страха, но их источник – не Христос. Господь говорит нам, что в Святом Духе ты в конечном счете увидишь, что грешен. Это осознание, однако, не достигается посредством морализаторских проповедей и указывания на тебя пальцем: “Ты нехороший человек. Ты- грешник!”…Когда мы принимаем Дух любви, то часто видим, что в нас самих нет любви. Тогда замечаешь, как велико твое эго, которое не позволяет тебе ничего разделить с остальными. Святой Дух “оголяет” нашу душу и подтверждает нашу собственную греховность, но это осознание приходит с нашим личным опытом, а не извне – от какого-то морального учения. И точно тогда совсем естественно, от всего нашего сердца мы восклицаем: ”Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного!” Тогда мы понимаем, что этот Бог – не Бог страха, а Бог любви. Когда практикуешь йогу, чувствуешь релаксацию, но в этот момент ты ослеплен и не можешь увидеть, какой ты грешник. Грех, однако, не является моральной категорией, это отделение от Бога и от других людей, в основе которого стоит эгоизм. Поэтому Каин оборотился против своего брата и был готов его уничтожить. Его эгоизм стоит в основе его греха.
К сожалению, есть священники, которые не осознают, насколько важно раскрыть именно дух любви, хотя это заложено в учении Церкви. Это все равно,что разбавить вино водой. Драма именно в этом – учение это “истинное вино”, но есть люди, которые его разбавляют.
Другой основной категорией в духовной жизни является свобода и она особенно важна для молодого человека. Сушествует ли свобода в Православии?
В тот момент, когда мы ощущаем какое-то давление, любовь исчезает. Потому и самый большой дар, который Господь дал человеку – его личная свобода. Он подарил нам свободную волю, и мы можем даже обратиться против него Него Самого.
Очень важно, чтобы каждый священник уважал индивидуальность любого человека, пришедшего к нему. Это мой опыт из общения с архимандритом Софронием (Сахаровым). Он никогда не пытался заставить меня взобраться на его уровень, а всегда сходил на мой. По примеру Христа, Который приходит к грешникам и подает им руку. Сегодня в различных христианских общностях церковная структура требует от людей соблюдать иерархический порядок, вместо того, чтобы служить людям Когда мы изменим это, храм станет интересным местом для многих молодых людей.
Мы видим много примеров формальной церковной жизни, потому что многие священники формальным образом обучались в семинариях и университетах, получали сухие теологические знания. Так мы оказываемся перед риском, который открываем у многих протестантов – иметь знания об учении, но не иметь живого опыта Христа в наших сердцах. Конечно, я не отрицаю необходимость в богословской просвещенности, но нужны оба подхода.
Сегодня мы живем в страхе, связанном с религиозным экстремизмом, болезнями типа Эболы, Третьей мировой войной и другими ужасными вещами. Как христианин должен относиться к подобным страшным перспективам перед человечеством?
Если человек далеко от Христа, страх появляется сразу. Страх происходит от демонов и всегда направлен в сторону будущего. Я не болен Эболой, она еще не здесь, но страх уже схватил меня за горло – это ощущение многих людей. Когда живешь в Господе и может так случиться, что заболеешь, тогда знаешь, что Христос – с тобой, и даже если умрешь, войдешь в вечную жизнь радости. Но без Христа страх перед будущим преодолевается трудно. Когда многие мне говорят, что боятся какой-то болезни, войны, даже развода, я советую им вернуться в настоящий момент и быть во Христе. Я уже 23 года живу без страха. Но испытываю страх Божий – это нечто совсем другое. Страх Божий – это знак, что тебе ясно, что ты не можешь заигрывать с Богом. Некоторые протестанты говорят: “Бог – мой друг, мы с ним друзья…”. Но подобное определение очень ограничено и не может вместить в себя величие Бога. Страх Божий не есть страх в буквальном смысле этого слова. Это духовное потрясение, которое вдохновляет тебя не грешить, чтобы не причинить боль Богу.
В своей книге “Два миллиона километров в поисках любви” Вы рассказываете о вмешательстве небесной силы, которая спасла Вас в критический момент, когда Вы находились на грани жизни и смерти. Однако некоторые более рационально настроенные люди могли бы сказать, что это субъективные переживания, которые каждый может толковать по-своему. Каждый человек в своей жизни получает такие знаки свыше? Как научиться их видеть?
Если кто-то скажет, что всякое подобное переживание является субъективным, индивидуальным, то будет прав. Важно, однако, при таких переживаниях понять, происходят ли они от Бога или от темных сил. Потому что сатана также может совершать чудеса. Библия, однако, дает нам свидетельства и ориентиры, чтобы понять, откуда приходят эти знаки – от Бога или нет. Когда такое переживание – от сатаны, мы теряем свой внутренний мир, чувствуем напряжение и нервность, а когда от Христа – радость и духовную полноту.
Каждый, кто хочет познать Христа, может молиться о знаке, некотором свидетельстве в его жизни, как было дано мне. Я и сегодня получаю такие переживания – не на грани смерти, но почти каждый день случаются маленькие чудеса. Когда ты Ему доверяешься, Он дает тебе знак. Когда, однако, ищешь Его лишь с любопытством разума, ничего не получается. Бог не может быть доказан, но каждый для себя может получить доказательства Его существования. Но для этого нужна вера…
Как чувствует себя православный, который, как Вы, живет в неправославной среде?
Я чувствую себя так, что хочу обратить в Православие всех. Чудесно работать и общаться и с католиками , и с протестантами, но иногда это может быть болезненным процессом, так как мне становится грустно, что они следуют учениям, которые имеют половину любви… Я бы сказал им, что Адам и Ева в раю были православными, и я в этом убежден..
Сегодня утром мы в Софии присутствовали на Литургии. Если бы я был Господом, то счел бы гениальным, как этим утром исповедовали свою любовь ко Мне, как восхваляли Меня красивыми песнопениями. Это не была сухая проповедь, только слова, слова, слова… В данный момент мы проводим православные Альфа-курсы, и я устанавливаю, что у протестантов есть Альфа, но отсутствует Омега. Протестанты говорят “Sola scriptura” – только Писание, они хотят только посредством разума вести людей к Богу.…
Все же не можем ли и мы, православные, научиться у протестантов некоторым вещам, связанным с проповедью?..
Когда понимаешь полноту святой Литургии, то не надо слов. Конечно, если речь не идет о непонимании церковнославянского. Нельзя служить, например, на китайском, и удивляться, почему люди не идут в храм.
Естественно, имеет смысл проповедовать, но, по моему мнению, не более 20 минут. Есть чему поучиться у протестантов – например, воскресные школы, о которых мы как будто забыли. Если, однако, в некотором храме священник думает лишь о том, как ему будет удобно, то ничего не получится. А иначе средства на такую деятельность всегда найдутся – когда люди действительно будут получать там знания и любовь, они будут готовы дать средства и от себя.
Вы говорите о духовных иллюзиях, связанных с восточной мистикой. Этой теме посвящены и встречи с Вашими читателями в Болгарии. На фоне полного глобального непонимания других по вере, может быть нужно искать то, что нас связывает, а не то, что разделяет?…
И то, и другое – важно. Нужно показывать, где наши различия, и говорить о том, что нас связывает.
Например, если мы в разговорах между православными, католиками и протестантами укрываем все различия и говорим, что мы представляем одну Церковь, то это будет ложью. Они отделились от этой Церкви и, чтобы стать одним целым с ними, есть только одно слово для того, как это должно случиться. И это слово не экуменизм, а возвращение назад. Возвращение. Потому что не мы, а они изменили суть вещей. Каждый стал папой, потому что многие получили отвращение к папской власти.
Надо избежать концентрации только на различиях или только на общих вещах.
Можете рассказать нам об идеях Вашей следующей книги?
В проекте еще две книги. Одна из них, готовая уже на три четверти, посвящена опасностям оккультизма и плену, в который попали многие молодые люди. А перед тем, как умереть, я хочу написать еще одну книгу,которая будет называться “Перевернутая пирамида”. В ней будет говориться о ценностях современного человечества, которые отличны от ценностей, к которым призывал Иисус Христос. Хочу в этой книге показать, как Господь освобождает нас от диктата этих псевдоценностей. Помню, как однажды отец Софроний сказал мне: “И я хочу написать книгу о перевернутой пирамиде”. Тогда я ему ответил: “Ты напиши свою книгу, а я – свою!”…
Кроме написания авторских книг, я перевел и издал на немецком языке книги о святом Серафиме Саровском, святом Игнатии Брянчанинове и о других православных святых.
http://ru.pravoslavie.bg/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%83%D1%81-%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D1%83%D0%B6%D0%B5-33-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D1%8F-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%83/