live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Антон Кизим. Тезисы прихожанина по поводу термина «церковный бизнес»

Антон Кизим. Тезисы прихожанина по поводу термина "церковный бизнес"

Опубликовано 27 февраля, 2016 - 13:31 пользователем Виталий Питанов
Время от времени в Сети попадаются эмоциональные высказывания «религия – это бизнес». В нашей стране, естественно, в основном говорят «православие – это бизнес». И эти восклицания у меня как у прихожанина Русской Православной Церкви вызывают ряд вопросов.

Прежде всего, хочется уточнить, что имеется в виду.

Как правило, под бизнесом подразумевается зарабатывание денег. И тут надо заметить, что большинство верующих людей при «религиозной деятельности» не зарабатывает деньги, а тратит. Речь идет о нас, прихожанах. Одной из наших обязанностей является содержание храмов. У христиан на это положено тратить десятину – одну десятую своих доходов. Так что мы не зарабатываем деньги, а, скорее, наоборот.

Обратимся к другой формулировке. «Религия – это бизнес священников». То есть имеется в виду «священники так зарабатывают деньги» (а не все религиозные люди). Но при этом возникает следующий вопрос. И что? Мы христиане считаем, что «трудящийся достоин пропитания за труды свои» (Мф. 10:10). Священники получают плату за свой труд. Как и врачи, культурные деятели, учителя, ученые. В общем, как все. Мы, прихожане, считаем, что труд священников достоин того, чтобы выделять на него десятину.

Иногда слышна следующая формулировка: «Церковный бизнес – это способ зарабатывать большие деньги». Тут используется штамп «попы на мерседесах». Видимо, данное использования термина «бизнес» связано со стереотипом «бизнесмен – значит богатый». Но это не совсем верно. Профессии, где много не заработаешь, пожалуй, есть. Но точно нет профессий, где всегда гарантированно может разбогатеть. Кто-то богатеет, кто-то сводит концы с концами, кто-то разоряется. Соответственно, среди священников можно найти и богатых, и бедных (очень часто действует принцип «Каков приход – таков и поп»). При этом главное вот что: разве плохо, если кто-то получает хорошие деньги за свой труд? Если он хорошо выполняет свои обязанности, то это справедливо.

Но есть еще одно значение термина. «Церковный бизнес – нечестный бизнес», «религия – это заработок денег на лжи». То есть подразумевается, что все священники не верят, а врут, чтобы зарабатывать деньги. Какой тут вопрос возникает? Как вообще можно доказать вину всех религиозных деятелей? Читать мысли в принципе невозможно, а тех, кто давно умер, – тем более. При этом, исходя из презумпции невиновности, никого нельзя считать лгуном, пока это не доказано.

Если же речь идет о конкретном «бизнесмене», то тут можно задать вопрос, на каком основании собеседник сомневается в его искренности. Мысли все равно читать не получится, но конкретные обвинения доказать можно. Однако виновность отдельных священников не доказывает вины всех остальных (это нацисты и им подобные могут делать негативные обобщения «раз один представитель народа плох, значит и весь народ – это недочеловеки»).

Если какой-то конкретный священник не соответствует своей должности, то это, безусловно, печально. Также печально, если кто-то получает хорошие деньги, а работает плохо. В таком случае что-то надо менять. И это касается других профессий тоже.

В общем, с тем, что священники – люди дела, мы не спорим. Как и с тем, что за это дело они получают деньги. Мы считаем, что это дело нужное и полезное. Как и другие люди, священники получают деньги за то, что выполняют определенные обязанности.

Если собеседнику интересно, то можно рассказать про Таинства: про Евхаристию, Исповедь и другие. Но, вероятно, Символ Веры лучше излагать последовательно. И прежде чем говорить про Святую Соборную и Апостольскую Церковь, надо сначала рассказать про Отца, Сына и Святого Духа.

Здесь же отметим то, что могут сразу легко понять и «внешние». Если кто-то получает деньги за то, что делает своё дело (а «бизнесмен», - это «человек дела»), нет ничего плохого. Важен вопрос, что это за дело.

Между прочим, главное богослужение в Православной Церкви называется «Литургия». Один из переводов этого слова – «Общее дело».

http://stavroskrest.ru/content/anton-kizim-tezisy-prihozhanina-po-povodu-termina-cerkovnyy-biznes
Tags: православие, религия, христианство, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments