live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Categories:

Египетские христиане - копты

Оригинал взят у serg_slavorum в Братья по вере - копты
Оригинал взят у byzantine_way в Братья по вере - копты
В Египте, христиане составляют около 8—9 % населения Египта, то есть примерно 6 млн человек (эта цифра, возможно, занижена; по другим данным — около 8 млн человек). Большинство коптов исповедуют христианство, принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа дохалкидонских церквей. Часть коптов (около 150 тыс. человек) принадлежит к Коптской католической церкви. Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков, в мир фараонов и их подданных.

Христианское учение нашло множество последователей в Египте в середине I века. Как полагают копты, принёс его их первый патриарх — апостол Марк, автор одного из четырёх канонических Евангелий.



На изображении: Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus, 778—820 гг.)

В 641 году в Египет вторглись арабы, которые противостояли византийской армии, но не встретили никакого сопротивления со стороны местного населения. Однако сопротивление со стороны египтян арабскому владычеству в Египте стало чувствоваться через некоторое время и продлилось весь IX век. Арабы наложили специальный налог, известный как джизия, на христиан, приобретших статус зимми.

Арабы в VII веке редко использовали обозначение «египтянин», предпочитая ему термин «копт». Таким образом, египтяне стали известны как «копты», и нехалкидонская египетская церковь — под именем Коптской церкви. Халкидонская же церковь оставалась известной как «Церковь мелькитов». Арабская оккупация поначалу не оказала большого воздействия на жизнь христианских общин, о чём свидетельствует развитое коптское искусство монашеских центров в Старом Каире (Фустат) и по всему Египту. Однако в VIII—IX веках, в период роста национального сопротивления, мусульманские правители запретили использование человеческих образов в искусстве (как следствие иконоборческого конфликта в Византии), вследствие чего были уничтожены многие росписи и фрески в коптских церквях.



На изображении: Коптская и арабская надписи в Старом Каире

Фатимидский период исламского правления в Египте отличался веротерпимостью, исключение составили религиозные преследования во времена халифа Аль-Хакима. Фатимиды назначали коптов на руководящие посты, сами принимали участие в коптских и местных египетских праздниках. Также были предприняты главная реконструкция и реконструкция церквей и монастырей. В Среднем и Верхнем Египте процветало коптское изобразительное искусство. Тем не менее, преследование египетских христиан достигло пика в ранний период мамлюков после крестовых походов. Мародёры-бедуины иногда совершали разрушительные набеги на монастыри, но впоследствии они восстанавливались и открывались вновь.

В настоящее время в Каире копты живут в так называемом Городе Мусорщиков — христианском коптском квартале на окраине Каира (Египет), население которого занимается сбором мусора по всему городу с целью последующей его переработки и утилизации. Район появился в 1969 году, когда городская администрация Каира постановила всех сборщиков мусора сконцентрировать в одном месте около холмов Мокаттам (араб. Al-Mokattam‎) на восточной окраине неподалёку от Цитадели Саладина, Каирской Цитадели.



На изображении: Типичная улица посреди квартала

Сбор мусора в городе является их традиционным промыслом на протяжении многих лет. В квартале есть магазины, кафе и предприятия бытового обслуживания. По приблизительным оценкам здесь проживает более 40 000 человек. Людей, которые живут сбором мусора, выделяют в Египте в особую социальную группу — заббалинов. Сбор, сортировка и переработка мусора является семейным бизнесом и приносит сравнительно хороший, по местным меркам, доход тем, кто в нём занят. Домовладельцы дают определённую плату сборщикам за вывоз мусора с их территории. Государство никак не регулирует эту деятельность, но и не препятствует ей. Пищевые отходы используются как корм для свиней, поэтому мусульмане считают такую деятельность для себя «нечистой». Эта архаичная система, тем не менее, признаётся одной из самых эффективных в мире — заббалины утилизируют до 85 % собранного мусора

В верхней части квартала построен великолепный коптский православный монастырь Святого Симеона Сапожника, который состоит из нескольких церквей и часовен, расположенных как в зданиях, так и в пещерах в глубине горы.
На отвесных стенах скальной породы вырезаны и нарисованы сцены на различные евангельские и библейские сюжеты. Здесь же расположен детский сад, школа и ряд благотворительных христианских учреждений. Кафедральный собор Св. Девы Марии и Св. Симеона является крупнейшим на Ближнем и Среднем Востоке и может вмещать до двадцати тысяч человек.



На изображении: Пещерный храмовый комплекс монастыря Св. Симеона Сапожника в Каире

Коптское искусство представляет собой смесь древнеегипетского и эллинистического влияния. Тематика и символика заимствовались из античной и египетской мифологий, иногда приспособленных к христианским верованиям. Также на этот стиль влияли Персия и Сирия, правда — с меньшим успехом, но все равно оставив такое наследие, как например, павлины и грифоны в числе излюбленных мотивов.



На изображении: Портрет юноши. II век н. э. Золотой венок — типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой. Из собрания ГМИИ им. Пушкина в Москве

Пример влияния эллинистического и египетского искусства периода Поздней Античности т. н. фаюмские портреты. Лица людей из Эль Фаюма — пример коптского искусства II века, показывающий греческое и римское воздействие на коптское искусство, но с некоторыми важными отличиями от собственно египетского искусства.



На изображении: Портрет молодого человека.125-150 гг. из Государственного античного собрания в Мюнхене.

Арабское завоевание Египта привело к тому, что коптские мастера как сами испытали воздействие исламского искусства, так и оказали на него некоторое воздействие. Влияние коптов на арабскую архитектуру и использование некоторых коптских мотивов в исламских зданиях начинается с VII века.



На изоображении: Портрет мальчика из Национального музея в Варшаве.

В то же время, Александрийская церковь коптов, как самая старая в Африке, повлияла на суданскую и эфиопскую. К примеру, некоторые формы коптского креста теперь известны как эфиопский крест, уж не говоря об эфиопских храмах, где видно влияние коптского искусства.



На изображении: Коптский крест

Начиная с IV века Церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а размер головы по сравнению с телом уменьшается — что является знаком спиритуальных отношений с Богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения.
Большинство коптских иконописцев не подписывались. Традиция называет имена евангелиста Луки (первого иконописца) и двух коптских патриархов — Макария I и Гавриила III Александрийских.



На изображении: «Архангел», коптская икона XVII в., Музей византийского и христианского искусства, Афины

Египетские христиане считают, что искусство иконописи родилось в Египте и любят сравнивать древнеегипетскую живопись с иконами, перечисляя черты сходства.

Tags: ересь, раскол, христианство, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments