«…Дорогой наш, научись молиться и терпеть всё, как терпел Господь Иисус Христос. Уж если над Ним надругались и распяли, то что же нам ждать какой-то справедливости? Нет ее на земле и не будет. Правда и истина распяты на кресте. Кругом ложь, обман, эгоизм и предательство.
…Если сами на себя не налагаем никакого подвига, вот и посылается извне. Остается только без ропота терпеть и сознавать, что заслуживаем гораздо худшего. Тогда внешние скорби и болезни вменяются в личный подвиг. О таком способе спасения в последние времена давно предсказывали святые отцы. Слава Богу за всё!
…Люди воображают, что они очень хороши, и какое-либо отрицательное качество стараются скрыть от тех, кого они ценят. Но я считаю, что мы все дурны. Одни несколько получше, другие похуже, но эти различия слишком ничтожны перед тем, чем мы должны быть. Не выносим мы никаких обличений. Из-за самолюбия и тщеславия готовы от всего отречься. А тщеславие, как рак в теле, может отравить всю душу и погубить ее. Даже добрые дела оно отравляет и делает их мерзкими пред Богом, как это случилось с фарисеями.
…Ради Бога, не делай ничего на спор или по соревнованию. Это мне тысячи раз говорили моя мать и бабушка и приводили много ярких примеров увечия и смерти. Так утонул и жених моей матери. Поспорил, что переплывет реку Тверцу, и утонул, а был великолепный пловец!
…Будь смиреннее и не высокомудрствуй, не осуждай, не услаждайся ничем, а особенно бесовскими похвалами, — тогда не будет несчастий, а иначе не вылезешь. Сей род бесовский изгоняется постом, молитвой и смирением. Без этой троицы добродетелей ничего не сделаешь.
…Не ищи похвалы и высокого мнения от людей. Что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Проси у Господа мудрости и выдержки. Не будь умна своим умом, иначе посрамишься. Апостолы и святые отказывались от всего своего, чтобы приобрести Божие. «Мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2, 16), — говорил апостол Павел и велел себе подражать.
…У нас так развито самолюбие, что тронь нас хотя немножко — и мы уже страдаем. Всё извращено! И ум, и сердце, и чувства наши, и воля. Ты решишь что-нибудь доброе сделать, а тебя тянет в другую сторону. Поэтому прежде чем требовать от супруга, чтобы он стал хорошим, каким нам хочется, мы обязаны сами стать такими. А так как мы далеко не таковы, то должны и другим сочувствовать, понимая, что все находимся в процессе переделки из ветхого человека в нового.
…Что мы сделали для духовной жизни? Ничего. В лучшем случае какие-нибудь внешние дела, не затграгивающие наших страстей, нашего «я». Слова Божия не знаем, святых отцов не знаем, сами не молимся и всю жизнь занимаемся пустяками. Господь и говорит: «Не отягощайте сердца ваши объедением, пьянством и суетой житейской» (Лк. 21, 34). Суетясь, человек, кажется, никаких грехов и не делает.
В действительности же он полностью забывает Бога и становится безбожником. Кто шахматами, кто спортом, кто телевизором, кто чем закрывается от Бога. То человек помолился бы, а то он цирк смотрит или чьи-то кривляния, или известия со всего мира собирает. Совершенно ясно: суетой забил всех сатана.
Только проснулся человек, как уже новости со всего света. Одевается, умывается, а голова уже набивается пустым хламом. А там на работу — и опять некогда о Боге вспомнить. После работы — магазины, еда, питье, домашние дела, очередные передачи по радио и телевидению. И набитый уже до отказа всякой всячиной, человек в полунормальном состоянии ложится спать. Даже если он станет на молитву, молиться уже не сможет — ни внимания, ни сокрушения сердечного, ничего нет.
Так человек весь день и служит диаволу. Недаром в утренней молитве читаем: «Избави мя от диавольского поспешения». Вот это «поспешение» часто и губит человека. Губит не какими-то большими грехами: воровством, прелюбодеянием, а суетой. Если мы не с Богом, значит, с диаволом. Порядочного человека трудно заставить сделать что-то преступное, вот диавол и добивается своей цели другим путем — опутывает человека суетой.
…Пока молод — сей доброе зерно. Сеющие со слезами с радостию пожнут (Пс.125, 5). «Со слезами» значит с борьбой и трудом. Не гоняйся ни за хорошими отметками, ни за хорошим мнением о себе. Делай всё по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего».