live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

О наших разногласиях

Оригинал взят у partizan_1812 в О наших разногласиях
Вот ведь что за народ такой вороватый попЫ. Даже заголовок и тот прихватизировал. -Русский хакер

Краткий пост сей спровоцирован конкретными текстами и комментами в ЖЖ, но проблема эта старая. То, что будет сказано ниже ни в коем случае не претендует на исчерпывающее описание. Напротив, это просто отрывистая реплика о проблеме, за развитием которой я давно и с интересом наблюдаю.

Ни для кого не секрет, что в нашей церкви (имею в виду скорее Русскую Православную, а не наш приход) имеется немало энтузиастов различных церковных реформ. Кто желает упрощения богослужебного языка, кто самого богослужения, кто выборности, кто отчетности, кто умножения общественного активизма, кто единения с инославными. Пожеланий много, хотя можно попытаться дать им общую характеристику. Если на поверхности, то это будет желание "повернуть церковь лицом к народу, а к лесу властям задом". Не вдаваясь в обсуждения отдельных пожеланий - как перечисленных выше, так и тех, о которых я умолчал (некоторые из них я разделяю, многие - нет), замечу следующее.


Мне кажется, что многие из реформаторов, каковы бы ни были любимые ими реформы, ведомы по этому пути обстоятельствами своего вхождения в Церковь. Большое число клириков и прихожан Русской Православной церкви воцерковились в позднесоветские времена, которые в этой заметке я определяю как период от времен острого диссидентства до Преображенского недоворота (т.е., развитый социализм известный также как застой, пятилетка пышных похорон, и перестройка - ее взлет и падение).

Интерес к христианству и некоторая церковность в те времена нередко были проявлением инакомыслия. Проявлением достаточно безопасным, учитывая вегетарианский, в основном, характер режима в те годы, и не требующим особых усилий от инакомыслящего. Более того, инакомыслие это было весьма интересным культурологически и приятным эстетически. Замечу, что слово "нередко" в первом предложении этого параграфа стоит там не зря; я ни секунды не думаю, что такова была мотивация всех, пришедших ко Христу в те годы. Но наличие значительного числа людей, воцерковившихся в 70е/80е годы, а затем отошедших вполне от Церкви, я имел и имею возможность наблюдать не только в богатой общением интернетной среде, но и в жизни, в т.ч. и среди знакомых, и в родном приходе.

Объяснение такому шагу, звучащее как "это не я изменился, но церковь" мне хорошо знакомо. Очевидно речь идет о людях в церкви, поскольку "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13:8). Естественно, было бы невозможно ожидать постоянства в людях и их обычаях; все же "Mutantur tempora et nos mutamur in illis". Но неужели главное в церкви это переменчивые люди, а не неизменный Христос?

Может быть, изменения настолько сильны, что Христос покинул РПЦ? Действительно, терпел ереси и нестроения, гонения на святых во все времена, апостасию советских времен (не одни же подвиги были), а на передаче Исаакия надорвался и ушел. Но в этом случае я ожидал бы увидеть исход праведников в поисках "обетованной земли". Этого я, однако, не вижу, а вижу только уход во внецерковную, внехристианскую жизнь или продолжение борьбы за реформы. Как ни странно, два этих выбора сочетаются; человек может уйти из церкви и продолжать бороться за ее реформирование. Хотя казалось бы - зачем реформировать то, откуда ушел Христос? Надо срочно отправляться Ему вслед.

Так или иначе, представляется мне, что значительное число людей, пришедших в церковь, следуя желанию практически проявить инакомыслие, неизбежно разочаровалось в ней, когда она перестала удовлетворять именно этому требованию. Потеряв аромат оппозиционности, она утратила свое основное качество, привлекшее исходно ту часть прихожан, о которой я веду речь. (С неизбежностью немало этих прихожан стали клириками.) В этом смысле церковь действительно изменилась.

Таким образом, разочарование, испытываемое частью церковного народа действительно имеет в своей основе несоответствие между чаяниями и реальностью, которые воспринимаются ими как крушение должного порядка вещей в Церкви. Проявляться оно может по-разному, но так или иначе, недолжная близость к государству будет центральной темой их критики.

Кому-то может показаться странным, но я вполне поддерживаю стремление к сохранению дистанции между государством и церковью, поскольку соблюдение этой дистанции благотворно влияет на свободу церкви. Однако же я понимаю, что просто соблюдать дистанцию было бы недостаточно для реформаторов, о которых я завел речь. На меньшее, чем оппозиционность в той же степени, как это было во времена, когда они пришли в церковь, они не согласятся. Заметим при этом, что времена изменились. Говоря кратко, свободы стало больше. Поэтому если в 70е годы церковь была в оппозиции уже самим фактом своего существования, то сегодня ей придется для этого хорошо постараться. Вот о таком месте церкви в жизни общества и тоскуют те, кто разочарован безвозвратным (надеюсь) уходом в прошлое времен чтения "Собачьего сердца" в "Самиздате".

Людей, действительно, очень жалко. Ведь кроме этой (нередко безобидной) наклонности грустить о церкви 70х годов, у них может быть немало прекрасных качеств и талантов. Но все же воспроизведение условий церковной жизни времен развитого социализма для обеспечения душевного комфорта пусть даже и самых замечательных людей я не нахожу ни желательным, ни даже возможным.

А у вас был опыт встреч с людьми, разочарованными в потере церковью ореола прибежища инакомыслящих?


Tags: православие, религия, смысл, христианство, церковь, человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мой комментарий к записи «Что происходит» от konstantinus_a

    Во-первых, эти цифры нужно смело умножить раз в сто-двести О как, может тогда и наши цифры можно уменьшать раз в сто-двести? А количество…

  • А как там, на родине "дельты"?

    Наши доблестные слуги народа с каждого утюга вопят о страшном штамме коронавируса "дельта", который зародился в солнечной Индии и косит там бедных…

  • Новая народность

    Походу со всеобщей ковидизацией, ростом цифровизации и прочих насильно внедряемых удаленных работ, спонсированных партией ковидобесов и разных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments