live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

О паломничествах

Оригинал взят у ieris_m в О паломничествах
Помню, когда я был в Ожоге у батюшки Серафима, Господь дал мне понять: если ты живешь в обители, не надо желать ездить по святым местам. Ты на святом месте живешь – зачем тебе куда-то ездить? Живешь в обители, а хочешь поехать в другую обитель – в Дивеево или Оптину. Не нужно этого делать. Где ты живешь – это и есть обитель. Старец Анатолий Зерцалов одной монахине Шамординской пишет: «Стяжи Христа в сердце, и придет к тебе все – и Дивеево, и Иерусалим, и Афон, – все придет в твое сердце, только стяжи Христа через непрестанную чистую молитву». Вот это надо. Мирским людям полезно по святым местам ездить, а монашествующим, которые живут в монастырях, не полезно. Если по нужде приходится оставлять обитель – или в больницу надо, или еще куда-то, то об этом надо очень скорбеть и молиться, чтобы не получить вреда.
Вот мне Господь и дал это понять.В то время начали открываться монастыри, а отец Серафим любил монастыри – он ведь человек монастырский, у него опыт монашеского общежития. Так он радовался, что опять открываются обители, которые были закрыты. Только что открылась Оптина пустынь. Он мне говорит: напиши икону «Игумения Афонская» специально для Оптиной пустыни. И мне надо было отвезти ее туда. А батюшка еще посуду послал, и еще что-то. Съездил с большим искушением, посуду побил по дороге, досталось мне потом… Дивеево отрылось. Батюшка радовался. Сам желал поехать посмотреть, как там сейчас. Однажды послал меня к святителю Питириму Тамбовскому – к мощам его. А там два монастыря – мужской и женский только что открылись. Оттуда, – говорит, – поедешь в Задонск, а из Задонска поедешь домой. По дороге в Тамбов есть село Мордова, там матушка схимонахиня Агафадора и храм такой благодатный, красивый – строил ео известный архитектор, много там афонских икон. Вроде бы цель хорошая. И вот поехали мы на святые места. Только сели в поезд, и началось такое – несвятое. Вошла женщина на костылях с какими-то мальчишками, стала громко говорить похабные слова, шпановские такие – чтобы все слышали. Мальчишки бегают по поезду… Это было первое, что я увидел, когда поехал на святые места.
Побывали в Мордове, поехали в Тамбов. Начался учебный год. Я до этого никогда не видел, чтобы ходили в мини-юбках. Смотрю: школьницы уже взрослые в мини-юбках. А я еще молодой был. Думаю: как это все неприлично, бесстыдно, уже взрослые девочки. Заболел там – подхватил какую-то инфекцию. Побывали в Тамбове – едем в Задонск. По дороге включили песню мирскую, про какую-то Настю. Я пытаюсь молиться – какая там молитва! – гудит эта песня на весь автобус. Побыли в Задонске – назад ехал весь больной. Выезжал из Ожоги после праздника – такой был молитвенный настрой, а приехал – совершенно пустой, окраденный. Побывал на святых местах, у мощей – какая причина? И пока пришел в себя – сколько времени прошло. Вот что значит ездить на святые места.
Это раньше по-другому было, как батюшка Серафим рассказывал, он еще мальчишкой был тогда – 14 лет. Бабушки благочестивые пешком идут из Почаева в Киев. Обходят все города. Вот это значит – ходить на святые места. Старец Иосиф Исихаст говорит одному паломнику: «Ты на Афон приехал? Хочешь знать об умной молитве? Пока будешь ходить по монастырям, молитвы у тебя не будет». Почему же так, ведь там афонские монастыри, святыни? Молитва будет там, где будет успокоенным твой ум. Значит, надо на одном месте сидеть и пребывать в непрестанной молитве. Если мы и в обители не можем внимательно себя вести – не можем сдерживать язык, любим поговорить, по телефону можем говорить по целому часу, – и нет у нас молитвы. То какая молитва будет, когда на святые места поедем?
Мирским людям – совсем другое дело. Они пребывают в мирской обстановке, им полезно побывать на святых местах… А монашествующим неполезно. Необходимо пребывание неотходное в обители и, по возможности, в келье.
Святитель Игнатий говорит: «Хочешь быть безмолвником – избегай всяких знакомств вне и внутри обители. Не будь ни с кем в близких отношениях, не имей ни с кем содружеств, ни с кем не связывайся, пребывай один». И святитель Феофан говорит: «Если не скажешь, что в этой обители я один да Бог и больше никого нет, – покоя не найдешь». Духовный отец – это необходимо, помыслы сказать. А больше никого для тебя в обители нет. А если будешь со всеми, да еще разговоры – никакого не будет толку.



Tags: Бог, Христос, духовная жизнь, православие, христианство, церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments