Люди бегут от Церкви по разным причинам, однако вот одна из самых популярных отговорок: «Священники – грешники и лицемеры, поэтому такому честному человеку, как я, там не место»
Нельзя сказать, что эти настроения – веяние исключительно наших дней, хотя сейчас они распространяются все шире. Еще во времена гонимой церкви Тертуллиан обличал язычников, тративших «на праздники в честь Геркулеса» огромные суммы, но при этом кричавших о христианских «вечерних трапезах, называя их не только преступными, но дорогостоящими».
В Средние века катарская ересь, грозившая опрокинуть всю христианскую цивилизацию, получила широкое распространение именно благодаря искусственно раздуваемой критике клира (что успешно отвлекало внимание от темных сторон учения еретиков).
Критики церкви или не знают, или сознательно умалчивают то, что о грехах древних христиан мы узнаем прежде всего от самих христиан. А потому лавры первооткрывателей церковных изъянов эти критики присвоили себе незаконно. Христиане не скрывали своих грехов. Средневековые писатели критиковали Папу Римского порой не менее язвительно, чем современные журналисты. А сам Папа Римский Иннокентий III осуждал священство так, как этого не делали и иные катары.
И, тем не менее, немногие обличители уходили из Церкви. Не ушел Нил Сорский, не ушел Франциск Ассизский и другие люди, в аскетичности которых невозможно сомневаться. Почему? Наверное, они понимали, что бегство из Церкви ничего не даст, что вне Церкви положение с грехами еще хуже и самый действенный способ изменить этот мир к лучшему — постараться изменить Церковь изнутри. Тогда сама Церковь будет в силах повлиять на соотношение добра и зла в обществе.
И действительно, многие еретики, называвшие алчность священнослужителей одной из причин своего раскола с официальной Церковью, сами приходили к созданию иерархии, которую точно так же разъедали язвы стяжательства и нетерпимости. Лютер обрушивается на анабаптистов, Кальвин сжигает Сервета. Охота на ведьм в равной мере поражает и католические, и протестантские земли. Катары, столь бескомпромиссно обличавшие католических священников, сквозь пальцы смотрели на подобные же грехи своих адептов. Вспомним, что и большевики, скинувшие оковы самодержавия, устроили на Руси такой гнет, которого она не знала за всю свою историю.
Надо иметь смелость наконец осознать, что дело тут не в «лицемерии церковников», а в грехе, которому подвержены все люди на Земле. Антиклерикалы в этом плане ничем не лучше. В церкви есть болезни, но в миру их еще больше; воцерковленные люди совершают преступления, но вне церкви преступлений больше на порядки. Когда пьяный священник сбивает насмерть человека, то он достоин и уголовного наказания, и извержения из сана, но это никак не опровергает того факта, что обычные светские люди убивают на дорогах России ежегодно десятки тысяч людей, каждый из которых – единственный и неповторимый. То, что внутри церковной ограды воспринимается как скандал, вне ее зачастую существует если не как норма, то как вполне терпимое явление. Когда непослушную девочку наказывают в монастыре, то горой на ее защиту часто встают те, кто предпочитает не утруждать себя информацией о положении в государственных детских домах. А между тем, сквозь их толстые стены периодически проникают шокирующие известия о царящих там порядках, в том числе об избиениях и изнасилованиях старшими воспитанниками младших, уж не говоря о таких вещах, как качество питания и одежды.
Для того чтобы преуспеть в борьбе со злом, надо прежде всего бороться с его истоками. Хотя служители Церкви тоже подвержены культу Золотого тельца, но пропаганда стяжательства идет не из Церкви. Об этом не хотят задуматься те, кто, сидя вечером в уютной теплой квартирке перед мерцающим монитором, разыскивает по новостным лентам известия об очередном проколе «эрпецешников». Зачем идти куда-то, во мрак и безысходность реала, и менять этот мир в лучшую сторону, когда в виртуале можно безопасно для собственного комфорта совмещать приятное с полезным: и на попов наезжать, и Бэтмэном себя при этом чувствовать?
И дело тут не только в священниках. Мы ругаем продажных милиционеров и чиновников так, будто они — лунатики, свалившиеся к нам на голову, а не часть нашего народа. Проблема видится людьми в чем-то внешнем. Но сколько ни сажай рядовых милиционеров, сколько ни переизбирай президентов, сколько ни переименовывай милицию в полицию, в корне ничего не изменится. Мы ругаем проигравших олимпийцев, но забываем, что в 90-е годы спорт не просто плохо финансировался — он вообще не был в почете у нашего народа. Вместо того чтобы заниматься спортом, народ ударился в пьянство, игру на автоматах и прочие «прелести» свободного общества. Героями этого времени стали не спортсмены, космонавты или сталевары, а рэкетиры и проститутки. Ценностями были не духовность, честность и жертвенность, а деньги и удовольствия.
Если мы хотим, чтобы наш народ рождал патриотов и честных людей, должна измениться нравственная атмосфера общества, тогда оно сможет их воспитать. А изменения происходят не благодаря паре кликов мышкой, а в результате ежедневного упорного труда общества в целом и человека в частности.
Критиковать легко, строить трудно. Ельцин был неудержим на танке, но не очень преуспел в созидании.
Поэтому, когда я слышу, что из этой Церкви надо уходить, я лишь пожимаю плечами: а куда уходить?
-------------------------------------------------------------------------------------
Вместо эпилога:
«Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».
(Иоан.6:67-68)
http://apologetics.ru/index.php/2017-03-22-19-19-17/147-2011-08-13-21-00-56