live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Category:

Цитатник 3

Пусть духовные вопросы решаются духовно. Пусть душевные вопросы решаются душевно. Ну а мирские вопросы пусть решаются по-мирски. А то мы склонны всегда надеяться на явное чудо, вот и ставим свечки за негодяев вместо того, чтобы дать им по шее. Одна старенькая прихожанка, жившая одиноко, говорила при мне батюшке: «Батюшка, у меня кран течет, помолитесь».Он ей отвечал: «Сантехника зовите». Но она не понимала. Продолжала просить молитвы. Вот так, бедная, путала мирское с духовным. - Протоиерей Андрей Ткачев

Итак, когда я стал православным, это было счастьем и бременем одновременно. Во-первых, я искал этого всю свою жизнь. А тяжело было, поскольку пришлось принять Православие вместе с культурой, которую оно в себе несет. Скажем, вы хотите выпить воды, но это невозможно сделать, если у вас нет емкости, в которую воду можно налить, потому что жидкость должна быть во что-то налита, иначе она растечется. Иногда мы видим только воду и забываем про стакан, который ее удерживает. Так же и здесь: православная вера тесно связана с русской культурой и религиозной практикой, но зачастую, к сожалению, люди путают стакан с водой – Православие связывают с практикой и особенностями местных приходов. Приведу характерный пример: в последнее воскресенье накануне Пасхи, в Вербное воскресенье, я был в одном приходе, где люди утверждали, что нужно использовать только вербу: «Это же и есть Церковь! Вербное воскресенье – это исключительно ветки вербы! Вот Православие!» Я начал объяснять, что во времена Христа не использовалась верба – тогда были пальмы и другие деревья. «В нашей местности тоже растут пальмы, – сказал я, – но вы настаиваете на вербах только потому, что в это время года в России распускаются вербные деревья. И это Православие? Это, извините, сумасшествие!» В итоге мы использовали в храме разные ветки, но люди пришли в еще большее негодование: «Вы отрицаете нашу традицию, нашу веру! Вы меняете Церковь!» Они не понимали меня совсем – поэтому было непросто вначале. Сейчас это всё уже позади, и я понимаю данные трудности, связанные с традицией. (Схиархимандрит Иоаким (Парр), настоятель монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке).

Какое странное сочетание: современное развитие науки, полеты в космос, фантастическая техника, компьютерные умы и тому подобное, и при этом современный человек на досуге по-прежнему радуется и «отдыхает» только при рассматривании чего-нибудь «веселенького» из области секса и насилия, растравливая самые низкие, животные – даже ниже, чем у животных,– страсти и прихоти. Какая опустошенность, примитивизм, «озверелость»,– и все это на фоне «супертехники», «супернауки», «суперкомфортного» быта; все то же дикообразное, варварское скотство! Все направлено только на плоть, на оболочку. То, что под этим, хотят представить как какой-то аморфный, иллюзорный, мечтательный, розовый туман, который хорош лишь как фон для жизни по плоти. «Духовное» только то, что приятно подчеркивает и придает романтический привкус упоению грубо-телесным... - Архимандрит Лазарь Абашидзе.

Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай. - свт. Игнатий (Брянчанинов)

Все мы являемся существенной ненужностью, и никому, кроме Бога, не нужны. Это я и Вам советую запомнить на всю жизнь и только в Боге одном искать себе укрепления и утешения.... - из писем Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

"Потеряешь ли любовь - потеряешь много, потеряешь веру - потеряешь всё!" - Святитель Николай Сербский

Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме его одного. - Святитель Игнатий Брянчанинов

"Плохих людей нет. Есть люди, за которых особенно нужно молиться". - Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский)

В Сербии, в одной больнице, с утра и до вечера обходя больных, работали доктор с фельдшером. У фельдшера был злой язык, и он постоянно, словно грязной тряпкой, хлестал любого, о ком бы ни вспомнил. Его грязная брань не щадила даже Господа Бога. Однажды доктора посетил его друг, приехавший издалека. Доктор пригласил его присутствовать на операции. С доктором был и фельдшер. Гостю стало тошно при виде страшной раны, из которой истекал гной с отвратительным запахом. А фельдшер, не переставая, бранился.
Тогда друг спросил доктора:
— Как ты можешь слушать такую богохульную брань?
Доктор ответил:
— Друг мой, я привык к нагноившимся ранам. Из гнойных ран должен вытекать гной. Если гной скопился в теле, он вытекает из открытой раны. Если гной копится в душе, он истекает через уста. Мой фельдшер, бранясь, лишь открывает зло, накопленное в душе, и изливает его из души своей, как гной из раны.
свт. Николай Сербский

Духовного человека диавол не будет бороть напрямую, то есть не будет говорить тебе: «Знаешь, пойди-ка вступи в беззаконную связь, соверши грех». Ведь если он это скажет, значит, вступит с тобой в борьбу.
Но он сначала приблизится, посмотрит: «Так, чем он тут занимается? А, он очень бдителен, следит за собой, молится, постится, подвизается…» Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь. Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам. Он создаст для тебя такие условия, чтобы ты оставил свою духовную жизнь, а как только ты обессилишь, схватит тебя и заставит делать то, что хочет он.
Враг сломает тебя, как соломинку. У тебя нет сил, ведь ты потерял молитву, участие в таинствах, исповедь. Ты в нерадении. Нерадение и уныние обнажат тебя и приведут на грань падения. Волей-неволей всё закончится падением. С этой дремотой уныния нужно бороться. - Митрополит Лимассольский Афанасий

"Если придет на тебя нечаянное искушение, не вини того, через кого оно пришло, а ищи, для чего оно пришло, и обретешь исправление". - Преподобный Максим Исповедник

Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека... Такая душа никогда не получит мира и покоя. - Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Бог создавал человека в раю не для того, чтобы потом мы мучились и задыхались под тяжестью своих проблем, не для того, чтобы наша жизнь была трудной и изнурительной. Бог создал человека для радости, Он даровал всем нам жизнь для счастья и наслаждения. Но для того, чтобы это ощущение счастья оставалось в нашей душе, нужно иметь живую связь с Богом. И утрачивая эту связь, мы уже не можем ни наслаждаться жизнью, ни исправлять своих ошибок, а постоянно впадаем в разные грехи и погибаем среди изобилия даров Божиих. - Архимандрит Андрей (Конанос)

Вот когда люди научились друг друга терпеть и жалеть, между людьми возникает нежность. Нежные отношения. Это плодородная почва. Нежность можно назвать высшим эгоизмом. Выглядит это так – нет смысла делать тебе плохо или неприятно, потому что когда тебе плохо или не приятно, мне тоже плохо и неприятно. А есть смысл делать тебе хорошо и замечательно, потому что когда тебе хорошо, тогда и мне хорошо. Такие семьи есть. Когда в них попадаешь – и сразу попадаешь под эту нежность. Это ни с чем невозможно сравнить, это невообразимо. Это еще не любовь, это преддверие любви. Это нежность когда люди стремятся жить для другого. Они живут друг другом. Папа живет мамой и детьми, мама живет папой и детьми, дети живут родителями и братьями-сестрами. Они все живут друг другом, никто не живет собою. Это нежность. На почве этой нежности может произрастать любовь. Только на этой почве и ни на какой другой. Когда попадаешь в эту ситуацию нежности, то это захватывает дух. Ты понимаешь, что создание рая в отдельно взятой семье возможно. Не то что возможно, оно просто необходимо. Мы были изгнаны из рая за собственную глупость. И ведь задача – вернуться в рай. Но нельзя же просто вернуться и сказать, знаешь, мы тут Твое подобие и поэтому пришли обратно. Надо прийти к Богу и сказать – знаешь, мы Твое подобие, мы тоже умеем создавать рай, честное слово – вот, с собой принесли. Мы Твои дети и наследники! Нельзя создать рай в отдельно взятой стране, во всем мире, но в отдельной семье – можно и нужно. Это наша основная задача. - Священник Алексей Юдин

Один человек говорит: «Я хочу машину, я хочу куда-то поехать на курорт, я хочу славы, здоровья, я хочу…» А другой человек понимает, что все это ерунда, и говорит: «Я хочу, чтобы в моей душе был мир, чтобы в глазах был свет, я хочу жить вечно. Я хочу стать человеком!» Все, что греховное, что ненастоящее, — это временное, это подделка, это смерть. - Протоиерей Андрей Лемешонок

Чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди. - Артур Шопенгауэр

Заповеди не тяжелы для исполнения. Почему же они для нас оказываются тяжелыми? Потому что мы не имеем привычки жить по заповедям. Что легче – курить или не курить? Легче не курить, чем курить. Что легче – быть трезвенным или пьянствовать? Легче жить трезвым. Что легче – жить с соседом своим в мире или судиться с ним или ссориться постоянно? Легче жить в мире. Освободись от ненужных привычек. Живи в мире. - Сербский Патриарх Павел

Диавол зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи... Ни у кого из согрешивших не бывает недостатка в бесстыдных оправданиях. Человекоубийца может сослаться на свою раздражительность, вор на бедность, прелюбодей на похоть, иной на власть; но все это – предлоги неосновательные, не представляющие никакой уважительной причины. Не от них происходят грехи, но от воли согрешающих. - Святитель Иоанн Златоуст

+ Что обещает мир?.. Деньги. А что дает?.. Болезни.
+ Из-за денег не видно людей: если хочешь, чтобы в тебе увидели человека, оставь деньги.
+ Если не стремиться к деньгам, в миру нечего делать, если оставить похоть, на земле нечего искать.
+ Тот, кто приобрел много денег, не может не понимать, что он продал за них душу. - монах Симеон Афонский

Я так часто слышу: «Батюшка, как мне найти идеального мужа?» И я отвечаю: «Станьте идеальной женщиной — женой». Мне отвечают: «Это невозможно».И я отвечаю: «Идеальный муж тоже невозможен». Два человека, которые подлинно любят друг друга, могут помочь совершенствованию другого. Но любовь никогда не бывает без самопожертвования. - Схиархимандрит Иоаким Парр

Был человек богат, стал вдруг нищим,— это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным,— и это поправимо, ибо с нищим и больным есть Христос. А потеряешь веру — великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры. - Преподобный Варсонофий Оптинский

Тайна спасения - для желающих, а не для насильствуемых. - Григорий Богослов

Спокойствие и терпение — это величайшие проявления внутренней силы. А имеющий такую силу сможет достигнуть всего, чего захочет! - Бенджамин Франклин

Любовь - не пылкое чувство, а упорное желание, чтобы тот, кого мы любим, обрел наивысшее благо. - Клайв Стейплз Льюис

"Берегись себя самого, как злейшего своего врага, и не следуй ни своей воле, ни своему уму, ни своему вкусу и чувству, если не хочешь потеряться. Потому держи всегда наготове оружие против себя самого и, когда твое хотение склонится на что-нибудь, хотя бы святое, положи его одно, обнаженное от всего постороннего, перед Богом и с глубочайшим смирением умоляй Его, да будет в этом Его, а не твоя воля. И сделай это с искренним сердечным преданием себя в волю Божию, без всякой примеси самолюбия, зная, что сам в себе ты ничего не имеешь и сам по себе ничего не можешь сделать для спасения". - Преподобный Никодим Святогорец

Один из признаков любви — «не раздражаться». Темная гневливость, раздражительность, как паутина, висит в мире над народами, семьями и сердцами. И эта раздражительность человеческая, иногда вызванная пустяком, отравляет жизнь. Верно сказал один человек: «Сварливость, вечные жалобы на судьбу и знакомых, это, пожалуй, еще хуже, так как недостатки эти продолжительные… Лучше уж вспыльчивость: вспылил, наговорил и — потом отошел. Но как трудны обидчивые люди; они злопамятны. Обидчивого человека все раздражает. Если он даже получит желаемое, то (так как в глубине души ему совестно) он ищет нового предлога — вспылить. Всего печальнее, что от нашей раздражительности и вспыльчивости страдают особенно те, кто нас больше всех любит и больше всех для нас делает. Какие несправедливые, злые замечания приходится иногда самым близким нашим выслушивать от нас! И мы это себе позволяем, зная, что они-то не рассердятся; если же и посердятся, то простят и не порвут с нами отношений, так как любят нас…» - Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит. Тот, кто не думает о себе, но постоянно, в хорошем смысле этого слова, думает о других – о таком человеке всё время думает Бог. - Прп. Паисий Святогорец

Благодать действует чрез ум, а сатана чрез плотские чувства и влечения. - Блаженный Диадох

Бывает, что произносимые нами слова приносят жизнь человеку, его сердце вновь делается от них живым, ум озаряется, воля подвигается к добру, все естество его делается новым, – это слова жизни. Дай Бог нам говорить их друг другу.- Митрополит Антоний Сурожский

Человек не замечает воздуха, хлеба, свободы, здоровья. Вместо этого он томится жаждой славы, завистью, мечтами о неземной любви или огромном богатстве. - Протоиерей Андрей Ткачёв

Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы, потому что Господь не только простит, но и радуется зело обращению грешника. Хотя пришла смерть, но ты крепко верь, что как только будешь просить, так и получишь прощение. - Прп. Силуан Афонский

"Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает." - прп. Феодор Санаксарский

Не избавят от вечного огня вера и крещение без дел правды. Если ты сочетался со Христом, соблюдай заповеди Его, и если веришь в будущее, старайся заработать вечную славу и бойся меча огненного. Если же ты не соблюдаешь заповедей Божиих, то не называй себя верным. - Преподобный Нил Синайский

Беда, если мы рассматриваем друг друга как партнёров, помощников, спонсоров. Самая главная идея брака — дарить любовь. Даже дети — не смысл брака. Его цель — научить нас любить, отдавать, своей любовью изменить ближнего. А что растёт без труда? Сорняки. Если хотите, чтобы что-то доброе выросло, обязательно надо трудиться. В браке постоянно приходится кочегарить — чтоб не угас огонь любви, дровишки подбрасывать. За этим надо внимательно следить. - Протоиерей Николай Могильный.

Дело в том, что жить по совести очень трудно, а жить как все – очень легко и выходит как-то само собой. Есть хорошая русская поговорка: Богово – дорого, бесово – дешево, и вот на это дешевое все и бросаются… - Священник Александр Ельчанинов

О Боге говорите спокойно…Никогда не спорьте. Если видите, что собеседник раздражен, прекращайте разговор. Проку не будет. Не мечите бисер. - Схиархимандрит Симеон (Нестеренко)

Ум, который отдаляется от Бога, становится либо животным, либо бесноватым. - Святитель Григорий Палама

Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их. Напротив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения. - Преподобный Ефрем Сирин

Каков вообще смысл старости? Вне религиозного подхода смысла в ней нет. Вне восхождения к Богу она – пытка немощью и частичная расплата за совершенные ошибки. У старости появляется смысл лишь при наличии вечной перспективы. Тогда она – время опыта и отхода от суеты. Тогда она – движение навстречу к Богу и время молитвы. Сама прожитая жизнь обтачивает человеческую душу, и старику быть наглым и дерзким, глупым и похотливым так же противоестественно, как камню на морском берегу противоестественно не быть гладким и обточенным волнами. Страсти должны умирать в человеке по мере накопления прожитых лет. В этом смысл старости. Должна умирать похоть, сребролюбие, болтливость, зависть, злопамятство. Должна крепнуть вера и предчувствие иной жизни. - ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

«Приготовимся смотреть на наши победы и побеждения одинаково: мужественно, хладнокровно, беспристрастно. Увлекся ли ты мечтаниями греховными, усладился ли греховными помыслами, произнес ли праздное, безрассудное слово, употребил ли много пищи или сделал что другое, подобное этому, — не возмущайся, не малодушествуй, не прилагай вреда ко вреду. Покайся немедленно пред сердцеведцем Богом, старайся исправиться и усовершенствоваться, убедись в необходимости строжайшего наблюдения за собою и, сохраняя спокойствие души, с твердостию и настойчивостию продолжай духовный путь твой». - Святитель Игнатий (Брянчанинов)

"Ты много читал, а не понял главного - духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи - это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца". - Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Люби Бога и к своим не будь привержен более, чем к Нему, чтобы, по слову Его, не оказаться тебе недостойным Его, хотя и не желаешь ты сего. - Преподобный Нил Синайский

"И своим и чужим делай добро, насколько можешь, и доброму и злому говори доброе слово". - Преподобный Ефрем Сирин

Однажды к одному старцу пришла дева и сказала:
— Авва, я провожу шесть недель в посте и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет.
Старец ответил:
— Сделалась ли тебе скудость всё равно, что изобилие?
— Нет.
— Бесчестие — как похвала?
— Нет.
— Враги — как друзья?
— Нет.
— Тогда, — говорит мудрый старец, — иди и трудись, ты ничего не имеешь.

+ Если любишь молчать, молчи со смыслом; пребывай в памяти Божией и всех людей носи в своем сердце.
+ Если любишь говорить, говори искусно, как искусный певец не сбивается с ноты, так и ты не теряй в беседах самую нужную ноту - ноту добра. монах Симеон Афонский

Значение покаяния не в признании себя грешником, это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху. - архиепископ Иоанн (Шаховской)

...Ни одно существо не совершенно. Совершенный – один Бог. С Богом и мы можем быть совершенными. А без Него не можем. Потому что Он – любовь, Весь – любовь. Когда обратимся к Нему сердцем, — и вот нам – помощь сразу... - Старец Фаддей Витовницкий

Я знал одну женщину, Анну. Когда мы познакомились, ей было 89 лет. Она рассказала мне о своей жизни. В молодости Анна была красива и тщеславна, и стремясь выйти замуж, она искала мужчину, который бы возжелал её. Такой мужчина нашёлся и они вступили в брак. Через два года у мужа произошёл психический срыв. После этого срыва они прожили пятьдесят лет, за всё это время муж молчал, лёжа в кровати. Она чилата ему, купала его, кормила его, молилась с ним, но он никогда ей не отвечал. Тогда я спросил эту женщину:
- Анна, Господь дал тебе такой большой крест?
- Нет, отец, Господь дал мне того мужчину, в котором я нуждалась. До того момента, когда я встретилась с ним, я не знала что такое - любить. Сначала когда он заболел, я думала поместить его в больницу. Но я была очень гордой, и подумала о том, что обо мне скажут люди. Я не была достаточно сильной, и у меня не было терпения ждать, когда он выздоровеет.
Она устроилась на работу рядом с домом, там делали кожанные дорогие чемоданы, а Анна мастерила ручки к этим чемоданам. Она специально устроилась туда, чтобы была возможность приходить в обед домой и ухаживать за мужем.
- Муж научил меня любить. Господь знал, что я была слишком гордой женщиной, и что нужно очень многое, чтобы меня изменить, - сказала Анна.
Вы спрашиваете меня, можно ли стать святым, находясь в браке? Вот вам пример - эта женщина. Она любила Бога больше, чем любила себя. - Схиархимандрит Иоаким (Парр)

И кто успел зажечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник-то и есть эта молитва. Сердце — фитиль, молитва — огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном — действие Духа Святаго или наслаждение в невестнике с Небесным Же­нихом. Потому-то я вас и увещеваю и прошу: не дремите, не губите времени в смехах да шутках, невозвратимого времени; все эти временные утехи обратятся в уголь го­рящий, в омерзительное зловоние, в невыносимую темноту, а убежать будет некуда. И потому Господь сказал воз­любленным Своим: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26, 41) - (преп. Анатолий).

Господь осуждает не борьбу со злом и не применение силы к носителю зла, и даже не лишение его жизни в качестве последней и вынужденной меры, нет. Господь осуждает злобу человеческого сердца, осуждает само желание причинить зло кому-либо и предупреждает нас, чтобы мы сами, борясь со злом, не смешивались с ним, не впускали в свое сердце темную злую силу, не разрушали свой внутренний мир попыткой дать достойный отпор врагу - прот. Александр Глебов

Самая короткая дорога – дорога к могиле;
самая длинная дорога – дорога к Богу.
Монах Симеон Афонский

"Как стать добрее? – Разделить с ближним его беду.
Как стать скромнее? – Разделить с ближним свою славу.
Как стать смиреннее? – Разделить с ближним его немощь.
Какое умение самое лучшее? – Умение прощать.
Какое умение самое трудное? – Умение молчать.
Какой человек самый богатый? – Который больше всего любит Бога.
Какой человек самый разумный? – Который следит за своим сердцем".
Монах Симеон Афонский

Нервность и т. д., мне кажется, просто виды греха, и именно гордости. Самый главный неврастеник — диавол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого? - Александр Ельчанинов

Под руководством аввы Аполлоса находилось общежитие иноков в верхнем Египте, состоявшее из пяти тысяч братьев. Из них пятьсот мужей достигли христианского совершенства и могли совершать знамения. Чудное представлялось зрелище в этом братстве. Находясь в дикой пустыне, они пребывали в таком веселье, какого невозможно увидеть между прочими жителями земли. Его нельзя сравнить ни с каким земным весельем. Никто между ними не был печален. Авва Аполлос, когда замечал кого-либо смущённым, немедленно спрашивал его о причине смущения и каждому обличал его сердечные тайны. Он говорил: — Не должно быть печальным (смущённым) тому, кто предназначен к получению небесного царства. Да будут смущёнными эллины! Да плачут иудеи! Да рыдают грешники! А праведники да веселятся! Размышляющие о преуспеянии в земных делах, увеселяются этими размышлениями. Как же не веселиться непрестанно тем, кто удостоился надежды на получение небесных благ? Апостол повелевает нам: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, обо всём благодарите» (1 Фес. 5:16-18).

На каждого из нас у Бога есть план – и прекрасный план. Поверь в это, доверься Ему, и ты сам это увидишь. Господь заберет у тебя весь твой страх, всю твою тревогу. Исчезнет беспокойство, этот холод в животе, который бывает у школьника, идущего в школу, не выучив урок. Именно такое чувство появляется у нас тогда, когда нам не хватает веры, любви, понимания того, что наши ближние любят нас, и что помимо этого есть еще святые, которые молятся за нас, и есть Бог, Который защищает нас. - Архимандрит Андрей (Конанос)

"Живя на земле, каждому приходится выбирать – ради чего жить: ради того, чтобы стать удобрением, или ради того, чтобы стать светом добра, и этим светом светить людям". - Монах Симеон Афонский

В одном своем труде святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит одну замечательную фразу, которую мы все очень любим. Помните поговорку: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»? Преподобный Иоанн говорит: любовь, смирение, терпение, доброта, кротость, услужливость, искание последнего места — все это друзья Божии. Злость, осуждение, нетерпение, гордость, похоть, жадность, эгоизм, уныние — все это друзья дьявола. И после этого он спрашивает: итак, скажи мне, кто твои друзья? С кем ты провел сегодня день? С радостью? С любовью? С терпением? С добротой? Со смирением? Или с унынием? Злостью? Печалью? Раздражением? Осуждением? С кем ты сегодня был? Подумайте об этом. Мы сами выбираем то, что наполняет нашу жизнь. - Из книги "Беседы на русской земле". Схиархимандрит Иоаким (Парр)

Eсли ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его.
Eсли ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя. Августин Аврелий

Бог никогда не отходит от той души, которая борется за то, чтобы быть добрее. - Монах Силуан Афонский

Всех равно любить невозможно. Но можно со всеми обращаться бесстрастно, будучи свободными от злопомнения и ненависти. - Авва Евагрий.

Главное в Православии — изменение своего сердца, а не внешнего вида и образа жизни. Мы все очень быстро усвоили, что нужно поститься, носить длинные юбки и бороды, вычитывать акафисты и молитвенные правила… А вот сердце осталось прежним. Знаете, есть такая замечательная пословица — если в твоем сердце живет Христос, не забудь сообщить об этом своему лицу. - Священник Игорь Фомин

Миллионы людей молились и молятся Богу, и всех их слышит Бог. Не только слышит, но и понимает. И понимает не потому, что Он - полиглот, не потому, что знает все человеческие языки со всеми их наречиями и произношением. Не потому. А потому, что слышит Бог человека ещё до того момента, как раскроются молящиеся уста. Зародыш в женской утробе видит Бог с первых секунд зачатия, и зарождающуюся молитву видит Бог в глубине человеческого сердца ещё до того, как она станет звуком. Язык сердца нашего знает Бог. В этом языке нет подлежащих и сказуемых, причастий и наречий, запятых и кавычек. Но в нём есть то, чем живёт человек: вера, тревога, радость, страх, сострадание. Всё это видит и понимает Бог. А если звуки, слетающие с уст человека, не соответствует тому, что живёт в сердце человека, то это вовсе не считается молитвой. Как на бессмысленно и беззвучно открывающую рот рыбу, смотрит Бог на такого человека, и жалко Ему, что это не вполне человек. - протоиерей Андрей Ткачев

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» — Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, том числе и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко». Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься». И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет». - Священник Александр Ельчанинов

Ко всякому чувству враг примешивает свою отраву. Так, к сокрушению о греховности он примешивает отчаяние и безнадежие, и унывает душа и расслабляется; к отречению - жестокосердие, холодность, бесчувствие; к любви - сладострастие; к утешению милостями, даруемыми Господом, - тщеславие, и прочее. Человек не может отделить этот яд от благого чувства, но при молитве Именем Господа Иисуса Христа, произносимой с верою от сокрушенного сердца, этот яд отделяется; от света Христова разгоняется тьма из сердца, видна становится сопротивная сила; от силы Христовой исчезает действие вражие, и в душе остается естественное состояние, не всегда сильное, не всегда чистое от плотской скверны, но безмятежное и способное подклониться под действующую руку Божию. - Игуменья Арсения (Себрякова)

Однажды старец задал нам вопрос:
— Что значит «Молитва зачтется за грех»?
— Наверное, неправильно молились, — ответили мы.
— Нет, правильно молились — сказал старец.
— Наверное, молитва не исходила из сердца…
— Из сердца исходила!!!
— Наверное, рассеянно молились.
— Тоже мне, возомнили, стали святыми, рассеянность каждому из нас присуща.
Не угадав, мы попросили старца пояснить нам.
— Сейчас объясню, — сказал батюшка.
В это время пришел к нему один верующий за благословением. Отец Гавриил попросил его оказать услугу, но молодой человек отказал ему в ней, ссылаясь на занятость: — Сейчас не могу, а потом посмотрим, — и удалился с этими словами.
— Сейчас он пойдёт и будет молиться пять часов подряд, а примет ли Господь его молитву, если он отказал мне в помощи? Не будете заповедей Божиих соблюдать — нечего и Бога беспокоить вашими долгими молитвами, не услышит вас Господь, да и молитва ваша сочтется вам во грех. Добрые дела откроют двери рая, смирение введет вас в рай, а любовью узрите Бога. Если за молитвой не следуют добрые дела, молитва мертва, — говорил старец. (Из воспоминаний келейницы монахини Параскевы (Ростиашвили) о Преподобном Гаврииле)

Как часто я слышу, что мне говорят: Я ленив в молитве, я ленюсь читать Священное Писание, я ленюсь думать о Боге... Дело не в лени; нет, ты не ленив! Ты просто Его не любишь... Ты не ленив, потому что на столько других вещей у тебя хватает бесконечно много усердия, энергии и сил; на Бога — не хватает, потому что наше сердце занято другим. Если бы только наше сердце открылось Богу, если бы только Он для нас значил нечто подобное тому, что значит для нас отец, и мать, и сестра, и невеста, и жених, и ребенок, тогда ни о какой лени не было бы речи — ни о какой! Потому что, когда нужно любимому, мы забываем и усталость, и болезнь, и все, и берется откуда-то находчивость, и память, и усердие, и силы. - Митрополит Антоний Сурожский

Любовь – это дар Божий. В том числе и любовь к Родине, к России. Если ее нет, то начинаются рассуждения об «этой стране», о ее недостатках в прошлом, настоящем и будущем, о ее «вопиющих несовершенствах», появляется горячее желание во что бы то ни стало сделать ее неРоссией... Бедные русофобы, им не позавидуешь. Родились и живут в стране, которую не понимают и не любят и мучаются оттого, что она такая, какая есть, оттого, что они в ней живут. Это то же самое, что жить с нелюбимой женой. Если нет к ней любви, то всё в ней плохо, до мелочей, именно потому, что она такая. Это, действительно, мучительно и несвободно – как в тюрьме. Но ведь не в ней же самой главная причина твоих страданий, а в том, что в твоей душе нет любви к ней. Когда есть любовь, то всё хорошо, и нет несвободы. Если нет любви, то ты можешь в этом каяться, можешь просить Господа, чтобы дал этот дар, чтобы смягчил твое сердце. Но не надо считать эту нелюбовь за «открытые глаза», за «полную правду» о нелюбимой, за высшее достижение интеллекта, мiровой мысли и мiровой цивилизации. - Священник Николай Булгаков

"Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря, одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, - держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам Ангел Хранитель молится с тобой, потому что мы тогда правдивы и верны самим себе и Богу". - Прп. Иоанн Лествичник

Господь может спасти от любой страсти.
"Страсть" - это по-русски "страдание". Любая страсть приносит страдание. Человек мучается гневом, мучается злобой, мучается жадностью, мучается осуждением, мучается клеветой, мучается блудом, мучается сребролюбием. Мучается, страдает, он делается несчастным, но, так как страсти им обладают, он всё время пытается их удовлетворить, как жажду. А когда Господь пришёл и спас, то этих страстей нет, есть только постоянное желание быть с Богом, постоянное желание, чтобы благодать Божия не отошла. И человек живёт очень бережно, очень осторожно, у него появляется страх Божий, он боится, как бы чем-нибудь Бога не оскорбить. Он лишний раз и не похохочет, лишнего не поспит, не переест, лишнего не скажет, он всё время в большом внимании, он боится расплескать этот драгоценный сосуд, он живёт совершенно иначе. - Протоиерей Димитрий Смирнов

"Только любовь даёт мудрость, только любовь даёт прозорливость, только любовь даёт прощение. Любящий получает способность смотреть на другого из него самого. Нас отделяет друг от друга стена себялюбия, своезаботливости, своекорыстия. Наш взор затемняет пристрастность нашего суждения и видения, мы всегда, думая и о другом, имеем в виду себя, чувствуем себя, но не его. Надо почувствовать его самого, и тогда откроются очи наши. И опытом любви даётся этот опыт мудрости, ведения другого, близкого своего, друга своего. Когда ты испытываешь щемящую тяжесть и сухость на сердце, когда твои пристрастия застилают тебе духовные очи, старайся выйти из себя, молись, слёзно молись Господу о любви, о том, о ком болит душа твоя, кем она ранена. И Бог даст тебе в ответ на твою молитву крылья души, растает вся твоя тягость, и ты обретёшь радость и блаженство любви". - Протоиерей Сергий Булгаков

Твердо знай, что если человек от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему. Потому что с ним будет всегда помощь Божия; а если сам человек склоняется на грех, будет мыслями сначала беседовать, а не отвергать злых помыслов, как ядовитую гадину, то враг найдет вход в сердце, и Господь попустит быть греху. Точно так же за высокоумие, гордость или постоянное злое осуждение ближних попускается падение человеку. - Игумен Никон (Воробьёв)

Скажу прямо: самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним. - Преподобный Никодим Святогорец

Довериться Богу на самом деле трудно, очень трудно. Особенно — тому человеку, который привык жить по собственной воле, который привык, что его слушают и его волю исполняют другие. Для такого человека просто не существует другого мнения, даже человеческого. Однако ему становится тоскливо, ему чего-то не хватает. Чего же? Мира в душе. А мир в душе бывает от сознания своей немощи. Своих ошибок, своих грехов. Когда человек смиряется, он понимает: да, я не тот, кем себя всегда представлял; есть Господь, во власти Которого все в моей жизни и сама моя жизнь. Доверие к Богу приходит через скорби, через страдания. - Священник Александр Домовитов

Люди ищут любви, много говорят о ней.. но когда её находят, начинают от неё бежать.. Потому что если ты любишь... то ты попался... Потому что ты уже не можешь позволить себе многие вещи.... Ты не свободен... Любовь требует ответственности и другого отношения к жизни... А готов ли ты к этому? - Священник Алексей Есипов
Tags: мысль, отец, православие, святые, цитатник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments