live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Верую во единаго Бога…

Кто сеет семя доброе по целине? Одаренный словом так не делает.

Одаренный словом сделает по Слову Божьему. Он сначала раскорчует ниву, расчистит ее от бурьяна и тогда только посеет семя доброе. Нива – это душа человеческая, бурьян – многобожие, доброе семя – вера во единаго Бога.

Сегодня вам кажется, что веровать в одного единственного Бога совершенно естественно и просто, а верить во множество богов смешно и странно. Но так было не всегда. Были времена, когда на всем свете только несколько человек верили во единаго Бога; затем наступили другие времена, когда только один народ веровал во единаго Бога. И все остальные народы, народы-язычники, смотрели с презрением богача на этих монотеистов, потому что у них только один Бог, будто бы этого слишком мало. А верующие в одного Бога между тем с удивлением и сожалением смотрели на идолопоклонников, потому что те, имея много, не имеют ничего.

Веру во единаго Бога нужно было прежде позаимствовать у надежного свидетеля и тогда только сеять ее по душам людским, как по нивам. Самый надежный свидетель, свидетельствующий о едином Боге и против множества богов, – это Сам Бог, живой и истинный.

Он Сам удостоверил о Себе через избранных Своих, сказав: Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2–3).

Единый Живой и Истинный являл Себя постепенно. Среди бурьяна многобожия Он находил крохотные полянки, раскорчеванные и расчищенные, и сеял там доброе семя веры. То были души праведников одиночек. И души те были готовы стать свечами, которые Он возжег, чтобы они светили во тьме многобожия. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Иосиф, Моисей, Исаия, Даниил – вот свечи Божии, светившие поодиночке!

Единый Живой и Истинный затем явил Себя всему народу Иакова, или Израилю. По милости Своей Он явил Себя сначала в земле Египетской, в земле чужой, потом в пустыне, на землях ничьих, и, наконец, в Ханаане, на их землях. И весь народ Израиля говорил некоторое время: Верую во единаго Бога.

Однако народ Божий начал колебаться в вере. И колебание это длилось веками. И грозила опасность, что свет во тьме погаснет, а разгоревшееся пламя покроется пеплом.

Единый Живой, Истинный, Милосердный и Многомилостивый, видя эту опасность, послал к людям Сына Своего, Господа Иисуса Христа, чтобы:

– рассеять тьму многобожия;

– укрепить сердца людские для восхождения к горнему;

– посеять доброе семя веры во единаго Бога – Единого, Живого, Истинного.

Прилежные пчелы Христовы – святые апостолы – разнесли эту веру, этот посев Божий, по всему свету.

Поистине как медоносные пчелы Божии разлетелись апостолы из Иерусалима на все четыре стороны, по городам и весям, чтобы усладить, словно медом, души людские благовестием о Едином, Живом, Истинном.

Святые апостолы расчищали земли, выкорчевывая бурьян идолов, и очищали души людские от веры во множество богов. На возделанных полях сеяли они святую веру в Единого, Живого, Истинного.

О, как тяжек и опасен был их труд! Эта невиданная и неслыханная битва миссионерам единобожия, поверьте мне, стоила и пота, и слез, и ран, и крови.

Люди с огромным трудом расставались со своими вымышленными божествами и принимали веру во единаго Бога. Смущенные множеством творений и противодействием стихий, они полагали, что во вселенной существует скорее множество богов, чем один единственный Бог. Неопытные дети, очарованные обманом, что сила во множестве, они полагали, что множество богов обладает большей силой, чем один Бог. Они считали, что большее число богов окажет им большую помощь, чем один Единственный.

Против апостолов восстали два типа людей – да и было их тогда только два на свете. Первые ядом идолопоклонства питали свои души, вторые изготовлением идолов добывали пропитание своим телам, причем, эти вторые были не меньшей помехой, чем первые. К примеру, был мятеж серебряных дел мастера Димитрия против апостола Павла. Некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемое руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что… ремесло наше придет в презрение… (Деян. 19, 24–27).

Значит, одни полагали, что новая вера грозит опасностью их душам, другие – благосостоянию. Так тогда считали все люди на земле, все народы, за редким исключением. Тех же, кто был исключением, ждала неминуемая смерть, как Сократа в Афинах.

Культура здесь не имела никакого значения. Цивилизованные народы создавали идолов из драгоценных металлов и более красивых внешне, чем народы примитивные, но идолы оставались идолами, и рабство душ человеческих и здесь, и там было одинаковым. Когда святой апостол Павел был в цивилизованных Афинах, он возмутился духом при виде этого города, полного идолов (Деян. 17, 16). Точно так же, как апостол Андрей в Скифии, и апостол Матфей в Египте, и Варфоломей в Индии. Идолы на площадях, идолы перед зданием суда и казармами, идолы у входа в дом, и в доме, и по комнатам – всюду. Ни один перечень не мог вместить всех богов, которым поклонялись люди.

Все эти идольские тернии в кровь ранили святых апостолов, однако они смело вырубали и корчевали тернии, а вместо них сеяли доброе семя веры во единаго Бога, Единственного, Живого, Истинного. Тот колоссальный труд апостолы вершили словом, чудесами, любовью и жертвой. Где не получалось одним, достигалось другим. Где не могли достичь ничем, достигали своей кровью и – смертью. Их мученическая кровь опаляла идолов, как живой огонь.

Единый, Живой, Истинный благословил слово Своих апостолов и подвиг их, и слезы, и жертву, и последний вздох. Семя, ими брошенное, дало добрый плод – сегодня людям кажется, что совершенно естественно и просто веровать во единаго Бога, а вера во множество богов смешна и глупа.

Я Господь, Бог твой… (Исх. 20, 2). Вот первое свидетельство Божие о Себе, первое откровение людям на земле о Боге и от Бога, и первая заповедь Божия. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 3), – заповедал Господь, ибо, если будешь иметь и других богов, нанесешь себе двойной вред. Первая пагубность – будешь верить в ложных богов, несуществующих, выдуманных, воображаемых. Вторая пагубность – благоговение и любовь, всецело принадлежащие Мне Единому, Живому, Истинному, разделишь с теми ложными богами. Этим ты омрачишь веру в Меня; ослабнет благоговение и охладеет любовь ко Мне. И тогда Я, оскорбленный и униженный, удалюсь от тебя. А ты станешь безбожником, хотя и будешь воображать, что весьма набожен из-за веры во многих богов, ибо многобожие и безбожие, в конце концов, одно и то же. И то, и другое – без единаго Бога, без Единственного, Живого, Истинного.

Вера во единаго Бога, Единственного, Живого, Истинного, – вера смиренных и разумных. Такая вера не будет верой гордых, которых гордость делает безумными, и они обожествляют или самих себя, или некое творение Создателя, но только не Творца.

Чем смиреннее человек, тем он разумнее; чем высокомернее, тем безумнее. Смиренным Господь дарует разум, чтобы они знали и понимали, а гордым Он противится. Чем смиренные больше смиряются пред Богом, тем большим умом одаривает их Господь. А разум есть свет, ведущий к Богу Единому, Живому, Истинному. Блаженны имеющие разум видеть бренность этого света и ничтожество человека. Блаженны нищие духом, ибо Господь возвысит их до высшего познания – познания бытия и величия Всевышнего.

Вот ваша вера, христоносцы, и вера отцов ваших, смиреннейших и разумнейших. Пусть станет она и верой детей наших из рода в род до конца времен. Это вера непостыдная, православная, спасительная. Ею спасались отцы ваши. Они не постыдились этой веры, и вера их не постыдилась. Воистину, это вера образованных людей, то есть тех, кто носит в себе образ Божий. И на Страшном Суде не постыдятся они ни ангелов, ни праведников, но примут славу и будут названы благословенными.

святитель Николай Сербский
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/vo-chto-my-verim-ob-jasnenie-simvola-very/
Tags: #Бог, #Христос, #вера, #духовная жизнь, #молитва, #православие, #религия, #святые, #христианство, #церковь, Бог, Христос, духовная жизнь, молитва, православие, христианство, церковь
Subscribe

  • Христос или гражданство Израиля ?

    Оказывается и наше время осталось место для подвига

  • Забегали крыски

    Краснопузые, вместо того, чтобы признаться в преступлениях своих предков-убийц и просто, по человечески попросить прощения за них, ибо время такое и…

  • Вот тебе батька и воскресная школа

    Депутаты Государственной думы во втором чтении приняли законопроект «Об образовании в Российской Федерации», который позволит правительству…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments