Со страхом и трепетом заглянем за приоткрытую завесу вечности. Завеса эта приоткрыта не слабой рукой человеческой. Ее приоткрыл Он, Единый, Живой, Истинный. Кто, кроме Него, мог бы это сделать? Вся мудрость людская со всеми силами поднебесными не смогли бы ту завесу сдвинуть ни на йоту.
Он смиловался над людьми и приоткрыл завесу. Тогда три луча света озарили людей, носящих в себе образ Божий. И образованные увидели, и вострепетали от небесной радости, ибо Он явил себя Несравненным, равным только Самому Себе. Единый, Живой, Истинный явил Себя как Отец, Вседержитель, Творец.
Ваша беспокойная мысль спешит с вопросом: чей Отец? И с каких пор Отец? – Отец Господа Иисуса Христа, Отец превечный. Он был Отцом прежде сотворения мира. Прежде времен и временного бытия, прежде ангелов и небесного воинства, прежде Солнца и Луны, прежде зари и лунного света Отец родил Сына Своего Единородного. Говоря о вечности, смеем ли мы произнести слово «когда?» С каких пор Бог – это Бог, с таких Бог – Отец. Нет, в Нем нет «когда», ибо Он не подвержен колесу времени.
Всевышний являет Себя сначала Отцом, а потом уж Вседержителем и Творцом. Родительство Его относится к со-вечному Сыну, а Вседержительство и Творчество – к миру тварному, видимому и невидимому. Сначала, следовательно, Отец, а уж потом Вседержитель и Создатель.
В вечности никто не мог назвать Бога Отцом, кроме Сына Его Единородного. А во времени? И во времени, на протяжении столетий, – никто. Выслушайте древнюю историю рода людского и примите ее близко к сердцу. Она просветлит разум ваш и обрадует душу вашу.
От сотворения мира, с тех пор, как Адам был изгнан из рая за смертный, отвратительный грех непослушания Создателю своему, и до пришествия Сына Божия на землю, никто из смертных не решался назвать Бога своим Отцом. Самые дивные Его избранники называли Его величайшими именами: именовали и Вседержителем, и Судией, и Всевышним, и Царем, и Господом воинства, но только не дорогим именем «Отец».
Лучшие в роде человеческом могли ощутить себя творениями одного всемогущего Творца, сосудами одного божественного Горшечника, однако они никогда не чувствовали себя чадами Отца Небесного. Это право было дано людям только через Господа Иисуса Христа. И не всем дано было, но только принявшим Его. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). То есть уверовавшие получили усыновление и право взывать к Богу: «Авва, Отче!» (Гал. 4, 5; Рим. 8, 15).
То усыновление – дар милости Божией – открыл и предложил людям Сам Иисус Христос в самом начале Своего земного служения. Он объявил народу, что теперь люди могут называть Бога Отцом своим, сказав: Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! (Мф. 6, 9). С тех пор и до дня нынешнего миллионы отроков и старцев по всей земле изо дня в день взывают: Отче наш!
Духи зла не имеют права называть Бога Отцом. И нераскаявшимся грешникам не дано выговорить это сладкое слово: Отче! Только праведникам и кающимся дано право в молитвах своих от всего сердца воскликнуть: Отче наш! Тем же, кто восстает против Бога и попирает Его нравственный закон либо мыслью, либо делом или словом, не дано называть Бога именем утешительным и сладким: Отче!
Триста восемнадцать святых отцов в Никее, которые составили Верую для всех вас, носящих в себе образ Божий, именовали Бога прежде всего Отцом, а уж потом Вседержителем и Творцом. Это сделали люди, просветленные Духом Божиим Святым, сделали, прежде всего, потому, что Всевышний – Отец Господу Иисусу Христу прежде начала времен и сотворения мира. И во вторых, потому, что воплощенный Сын Божий принес как первый дар людям – последователям Своим – усыновление, то есть право именовать Его Отца Отцом своим. Отче наш! Какая весть под солнцем и звездами может более обрадовать сердца людей, носящих образ Божий в себе? И Господь Бог наш, Сын Божий, не только дозволил именовать Всевышнего, Единого, Живого, Истинного Отцом вашим, но и повелел: и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23, 9). Радуйтесь радостью несказанной! Истинное родительство пребывает на небесах, выше солнца и звезд. Родительство земное суть лишь тень и символ.
Радость ваша еще и в том, что Отец ваш Небесный – Вседержитель и Творец. Святые отцы Никейские, просветленные Святым Духом Божиим, назвали Всевышнего сначала Вседержителем, а потом Творцом. Вы можете возразить, что было бы естественнее сначала что-то сотворить и потом уж держать, поэтому и Всевышнего, может быть, следует называть сначала Творцом, а потом Вседержителем? Нет, так только кажется. Не судите по внешнему виду, когда мыслите об Истинном. Взгляните, Бог и есть, прежде всего, Вседержитель. Прежде чем создать небо и землю, Господь Вседержитель держал в Себе весь замысел творения от мельчайших деталей до целого, вынашивал все силы, все законы, весь порядок мироздания. Было ли возможным сотворение мира без этого мудрого вседержительства?
Когда же величайший Творец сотворил оба мира, видимый и невидимый, Он продолжил быть Вседержителем, чтобы держать непреодолимой волей Своей все силы, все законы, весь порядок двух миров. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего (Мф. 10, 29), – утверждает Сын Божий. И волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21, 18) без воли Господа Вседержителя. Своей рукою крепкою и мышцей высокою удерживает Господь даже силы отрицающие Его и богоборческие. Все их действия против заповедей Его и против верных Его Он, по неописуемой мудрости Своей и могуществу, оборачивает на добро, приводя все в соответствие со Своими замыслами. Ни одна слеза, даже как в воду канувшая, не останется незамеченной. Ни одно слово, доброе или злое, в мире изреченное, не останется без ответа Божьего явного или тайного.
Отец, Вседержитель, Творец – вот Бог ваш Единственный, Живой, Истинный. Как Творец Бог создал небо и землю, все видимое и невидимое. Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет (Пс. 113, 11). Под «небесами» святые толкователи всегда подразумевали мир ангелов и остальных могущественных небесных сил бесплотных, видимых Богу, невидимых для нас. Под «землей» подразумевалось все тварное, обитающее на земле, под землей, над землей и произросшее из земли, доступное восприятию нашими чувствами.
Все сотворенное, видимое и невидимое, сотворено Богом. Ни на небе, ни на земле не существует другого Творца кроме Всевышнего. И нет ничего из сотворенного, от мельчайшего до величайшего, что создал бы некто другой помимо Всевышнего. Он – единственный Творец в истинном, полном смысле этого слова. В истинном, полном смысле Творец это тот, кто создал как постройку, так и строительный материал, как предметы, так и их облик; тот, кто вдохнул во все некую таинственную силу существования, взаимосвязанности, влечения и отторжения, движения и жизни.
Поэтому, когда услышите, что Создатель сотворил все сотворенное, понимайте, что Создатель сотворил не только творения определенного вида из готовой материи, но и саму материю. В том-то и проявилась вся полнота Божественной творческой мощи, что Он сотворил и то, и другое. Состояла ли материя из четырех великих стихий: земли, воды, огня и воздуха, как мыслили древние, или то была праматерия, где помимо тех четырех стихий действовало электрическое поле, как думают современные ученые, – стоит ли нам пускаться в рассуждения? Несомненно одно: основа и исток разнообразнейшего вселенского полотна – плод мысли и творчества великого Бога Творца.
Может ли чудо и величие того полотна постичь мысль человеческая? И может ли взор охватить? И может ли слух расслышать? Или уста высказать? Формы и цвета, численность и размеры, музыка и поэзия, радость и боль, лучи света, пронизывающие туманный воздух и играющие бликами на воде, сверкающий хоровод звезд – не призывает ли все это вас скорее к молитвенному молчанию, чем к выражению в словах?
Но знайте, что все это чудо и великолепие видимого мира – всего лишь разодетые гвардейцы пред вратами царского дворца, пред вратами мира невидимого, царства духовного, ангельского. А там, за вратами, и есть то истинное чудо, чудо из чудес, величайшее из великих. Там, где вместо солнца сияет Сам Всевышний, Царь царей (см. Откр. 22, 5). Тут едва ли поможет и мысль, и зрение, и слух, и речь. Великий Апостол был духом вознесен до третьего неба и восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор. 12, 4). Так на небесах, в духовном Царстве Царя Создателя все превышает наши теперешние возможности понимания и выражения.
Этот мир видимый по сравнению с тем миром невидимым – лишь тень реальности, лишь знак духа, лишь звук смысла, лишь память изгнанника о далекой родине. Однако и тот, и другой мир создал один и тот же Творец. Он единственный, Кто держит оба мира Своею крепкою рукою, не знающей усталости – единственный Вседержитель. Он один ведет их сокровенными путями к сокровенным целям, которые им предопределил Он – всеблагой Отец Господа Иисуса Христа и всех избранных чад Своих.
Наша вера – вера плачущих, льющих слезы об истине и жизни. Верой рабов лжи и смерти, верой насмешников, которые заканчивают отчаянием, она не будет никогда. Это вера плачущих о немощи своей, о немощи всего рода людского. Они ищут источник жизни и истины – и обретают его. И тогда их слезы печали превращаются в слезы радости, ибо обретают они самое драгоценное из сокровищ – Отца, Вседержителя, Творца. Чего еще им искать, если с Ним они обретают все! Единственное, что им остается, – слезы покаяния, которыми отмываются они ото всяческой лжи и защищаются от вечной смерти. Омытые слезами покаяния, обретают плачущие доброту и милосердие к ближним своим, попутчикам своим на пути к вечному Отечеству. И помогают им познать истинного Бога – Источник истины и жизни.
Это ваша вера, христоносцы, вера отцов ваших, не жалевших ни труда, ни слез, покуда не приблизились к Господу и не получили утешения. Да будет она и верой детей ваших, из рода в род, до конца времен. Это вера непостыдная, православная, несущая спасение. Это вера подлинно образованных людей – тех, кто несет в себе образ Божий. Судный День не будет для них тяжек, и назовутся они благословенными.
святитель Николай Сербский
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/vo-chto-my-verim-ob-jasnenie-simvola-very/