live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы

…Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася…

Мать наклоняется над чадом своим, плачущим в колыбели, так же и Создатель склонился к людям и сошел в эту юдоль скорби. Чудесному бытию Сына Божия в вечности приличествует и чудесный способ Его сошествия в этот мир, временный и видимый. Цель Его сошествия – мы, люди, и наше спасение, а способ – рождество от Духа Свята и Марии Девы. Кто так сказал? Если бы это сказали мы, люди, можно было бы усомниться. Однако так сказал Сам Господь, в Котором не может усомниться никто из носящих в себе образ Божий.

Он Сам, истинный, сказал о Себе, что пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Послужить, разумеется, людям и отдать Себя во искупление людей – вот цель Его пришествия. А способ Его пришествия провозгласил не человек – кто бы ему поверил? – но архангел Божий. Архангел Божий Гавриил открыл Марии Деве в Назарете: вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лк. 1, 31). На вопрос Марии: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 34–35). Если спросит кто-то из вас с удивлением: «Разве это возможно?», ответит ему благовестник Божий так же, как ответил он Пресвятой Деве: у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1, 37). Вместо вопросов и расспросов здесь более приличествует безмолвие и ликование: безмолвие – от величия тайны, и ликование – от всемогущей силы Творца и Бога нашего.

Сын Божий и Сын Девы, рожденный на небесах, пребывающий в вечности и во времени – вот Он, ваш Мессия, христиане, и Спаситель ваш. Рожденный в вечности от Отца без матери, рожденный во времени от Матери без отца.

Желающий понять, как это может быть, пусть скажет нам, проник ли он в тайну песчинки под ногами, или в тайну листа на дереве, или в тайну звезды на небосводе. Постиг ли он тайну мельчайшего из творений Божиих, которого он касается руками, попирает ногами или достигает взором? Разум человеческий, который вот уже тысячи и тысячи лет исследует, вычисляя, измеряя, соизмеряя, описывая, сумел ли он до конца понять хотя бы одно-единственное творение Божие в нашем мире?

Прекрасен наш мир: весь он проникнут чудом. Таинствен наш мир: весь он окутан благоговейной мглой страшной и возвышенной тайны. Насколько же чудеснее Сам Создатель этого мира?! Во всякой точке, где соприкасаются вечность со временем, небеса с землей, вспыхивает неизреченный свет. И свет этот непонятен для вас, но он – именно свет, а не тьма. Святая Дева в Назарете была той благословенной точкой, где соприкоснулись вечность со временем, небеса с землей. И от этого соприкосновения воссиял свет великий, который взошел и озарил весь мир. Этот свет непостижим для нас, но он – свет, а не тьма.

Так исследуйте, благословенные, со смирением и трепетом исследуйте разумом все то, что сотворил Господь, но веруйте в то, что Он Сам о Себе и Своей великой сущности открыл, ибо мы ходим верою, а не видением (2Кор. 5, 7). Разве Бог – человек, чтобы Его родительство и рождение были такими же, как родительство и рождение человеческое? Человеческое родительство и рождение – это всего лишь символ, только лишь тень и бледный образ Божественного родительства и рождения. Нам не было открыто, и потому мы не можем знать, каково воздействие Духа Святаго при вечном рождении Сына Божьего. Какой смысл исследовать там, где Бог безмолвствует, не приоткрывает завесу тайны. Однако через архангела Гавриила Господь открыл нам нечто о действии Духа Святаго при рождестве Сына Божия во времени. И то, что Всевышний изволил открыть через бесплотного вестника Своего, только это мы и знаем. Знаем, что Дух Святый сошел на Марию Деву в Назарете, и осенила Ее сила Всевышнего. Так соприкоснулись вечность и время, небеса с землей, духовное с плотским – и воссиял Свет великий, Который озарил весь мир и вас в мире. Так зачала Пресвятая Дева в лоне Своем, дав тело Тому, Кто благоизволил быть Мессией, Спасителем, и в теле человеческом явиться среди людей.


...и вочеловечшася. Для чего святые отцы Никейские употребили еще и это слово, если раньше уже сказали: воплотившагося? Разве этого слова было недостаточно или оно было недостаточно ясно? «Воплотился», «обрел тело», «явился в теле» – разве этого не достаточно? Ничуть. Во вселенной много всяческих тел. Господь Бог являлся израильтянам в древние времена в виде огненного столпа и облака. Дух Святый явился на Иордане в виде голубя. Необходимо было совершенно определенно сказать, в каком именно теле явился в мир Сын Божий. Он явился в теле человеческом, явился не «в виде» человека, подобно Духу, явившемуся «в виде» голубя – да не будет! – а стал истинным человеком. Явился как истинный человек. Он явился настоящим человеком, а не казался человеком. Вот почему были использованы оба определения: воплотившегося и сделавшегося истинным человеком, воплотившагося… и вочеловечшася.

Он оказал нам честь, величайшую из возможных, когда как Человеколюбец сошел к нам и стал одним из нас. Из вечной славы, радости и красоты сошел Он в нашу долину бесславия, печали и мерзости ради нас, людей, и ради нашего спасения.

Подобно тому, как царь шлет глашатаев своих в другой город и возвещает прибытие свое, так и Царь Небесный, Который из человеколюбия восхотел явиться на земле, посылал Благовестников Своих роду людскому и предвозвещал явление Свое. Наконец Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам (Флп. 2, 7). И все это уничижение Он добровольно взял на Себя – нас ради человек и нашего ради спасения.


Эта вера предложена Богом всем людям, всем поколениям людей на земле. Но не смогут принять ее нечистые, пока не раскаются и не очистятся от неправды, гордости и жестокости. Как могли бы принять ее и они, повредившие образ Божий в себе, ибо Глас Небесный не находит отклика на порвавшихся струнах их душ. Когда Царь Небесный Своей крепкой рукою отдернет насовсем завесу тайны и явится на облаках из ангелов, чтобы судить, – тяжко будет, о, как тяжко и страшно будет тогда зловредным безбожникам! А душам чистым и девственным – благо и благо, тысячу раз благо тем, кто вовремя очистился от скверны своей, принял веру Божию и сохранил ее в себе – небесное миро в чистых сердцах и праведных душах своих. Не постыдятся они на небесах лица Пресвятой и Пречистой Девы, Богородицы, а от Сына Ее примут благословение и жизнь вечную.

Вот она, ваша вера, христоносцы, вера чистых, целомудренных предков ваших. Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род, до конца времен. Это вера непостыдная, православная, вера света, истины и утешения. Это вера самых великих, самых лучших, самых благородных в роде вашем и во всяком роде, из рода в род. Воистину, это вера истинно образованных людей, тех, кто носит образ Божий в себе. Они в Судный День будут названы благословенными.

святитель Николай Сербский
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/vo-chto-my-verim-ob-jasnenie-simvola-very/
Tags: #Бог, #Христос, #вера, #духовная жизнь, #молитва, #православие, #религия, #святые, #христианство, #церковь, Бог, Христос, духовная жизнь, молитва, православие, христианство, церковь
Subscribe

  • Фошизды вам не борщевики !?

    Тфу, какие гадкие твари. А вот еще: «Настоящим ставлю в известность все население волости Нахрачинской [о том, что], если поставленные мною…

  • Зато мы сделали ракету

    Раз подросло поколение "можем повторить" и "зато", не знающее, что такое недолго простоять в очереди, ну, буквально часика два, за дефицитом (больше…

  • Он поручил, они сделали

    Президент России Владимир Путин поручил «Газпрому», правительству и региональным органам власти сформировать источники финансирования…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments