live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Жизнь и энергоносители

В истории сотворения мира обращает на себя внимание последовательность событий, когда свет (первый день творения) начал быть до солнца и светил и жизнь растений на земле возникла до Солнца: в третий день земля произвела растения, в четвертый день были сотворены светила и звезды.
Солнце есть источник энергии для всех процессов на земле, следовательно, согласно библейскому мировоззрению органическая жизнь такова, что
жизнь не зависит от энергоносителей. Это одна из основополагающих идей Священного Писания – от истории сотворения мира до Христовой проповеди и пророчеств о последних временах.
Чтобы вникнуть в эту идею, необходимо осуществить осознанный переход от третьего дня творения к четвертому – от «земли» к «небу», от земли с растениями к небу со светилами.
В третий день творения Бог ничего не творил и не создавал, Он дал повеление воде, и образовались суша и моря, Бог сказал: «хорошо». Бог дал повеление земле, и образовалась растительная жизнь, Бог сказал: «хорошо». Такого больше не будет, чтобы за один день дважды звучало «хорошо». Читая о третьем дне, мы два раза должны осмысленно сказать «слава Богу». Вот вехи на пути осмысления, что есть жизнь, и перехода к четвертому дню, по ним и пойдем.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в собрание одно и да явится суша. И бысть так.
Быт. 1:9
«Соберется в собрание»[1] – оборот внутреннего содержания[2]. О воде сказано: «да соберется в собрание», о земле будет сказано: «да израстит растение». В данном случае эти обороты означают, что творение происходит соответственно заложенным в стихии (воду и землю) силам. Таково сотворенное Богом естество вод – «собираться в собрание», а земли – «изращать растения».
«Бог сказал… и бысть так». Оказывается, не совсем так.
И собралась вода, которая под небом в собрания свои, и явилась суша.[3]
Быт. 1:9 LXX
Воде что сказано было делать? Собраться в собрание едино. А она что сделала? Собралась в собрания свои. Вода расположилась по своим вместилищам – водоемам соответственно своему естеству.
Суша явилась в неповторимых береговых линиях, а вода – как разнообразные «системы» вод (см. ниже, Быт. 1:10). Суша и воды – это не просто «сухое- не сухое» (жидкое – не жидкое), это богатый феноменальный мир. Это мир, который существует на разных уровнях, высотах и глубинах, это мир ландшафтов, прибоев и ветров. Это – именно мир, который примет невообразимо для человека разнообразную жизнь.
Бог в едином акте сотворения чувственных вещей творит не вещи,
Творец дает задание – задает мир.
Вода первой восприняла миротворческую задачу, вода собралась по своему естеству в собрания, это были «системы» – моря, реки, заводи, озера, лужи и линзы… И ручьи потекли, и впадины образовались, и горные вершины со льдом, и все климатические зоны определились…
Когда наука начала наблюдать оскудение жизни и исчезновение целых сообществ живых существ, она вывела закон:
чем более разнообразна жизнь, тем она более устойчива.
Все живые существа связаны между собой и обретают устойчивость – как мир живых существ. Для такой жизни Бог создает обиталищеизбыточно богатый формами феноменальный мир. Такой же избыток форм будет в небесных телах.
Начиная от третьего дня, мы видим, что Бог творит миры… Наблюдая то, что дано нашим чувствам, мы можем догадаться, что Бог от начала творит мирами: мир ангельский, мир планетарный, растительный мир, мир небесных тел, мир животных одних, мир животных других, мир человека, особый будет рассказ о рае.
Мир – то, что не распадается на отдельные феномены, это их такое «собрание», где каждая часть несет в себе отношение к целому, и тем крепка, и содержится другими частями, их сама укрепляя… Это не надо объяснять, это можно увидеть. Писание только указывает, куда смотреть: Бог вложил в воды слово, и все разошлось по своим местам, образовав такое целое, которое целесообразно для воспроизведения жизни. Библейский рассказ о воде показывает:
Бог творит мирами, и наше восприятие есть мировосприятие.
Мы не воспринимаем отдельные вещи, никогда, даже если бы захотели – дом, поле, человек, дерево, птица… Уже и наука до этого дошла: всякое наблюдение есть наблюдение в свете теории; фактов вообще не существует самих по себе. «Факты» возможны только в рамках теории и «общего взгляда на мир».
История науки это подтверждает. Наука уже знает о себе, как она сама развивается: наука представляет некоторую картину мира, образ мира (парадигму); то, что вписывается в этот образ мира, то учитывается наукой, а то, что не вписывается, то не учитывается, считается ненаучным, остается на периферии научного знания… Затем именно эти отвергнутые данные становятся основанием для построения новой парадигмы, происходит научная революция, меняется картина мира.
И мир, который дан нам Богом для чувственного представления, он – непредставимо многообразен… Если мы не понимаем, что такое избыточно многообразный мир, данный нам в ощущении как – мир (мир по-гречески «космос»), мы не поймем, почему четвертый день творения идет за третьим.
Четвертый день – это звездное небо… Непредставимый избыток – пространств, тел и светов… Бог нам подарил небо, а мы в нем потерялись: не смогли принять царский подарок. Избыток нас смутил. Почему? Потому что раньше времени, до нужного возраста души, мы начали созерцать звезды. Чтобы не потеряться в бесконечности звездного неба, нужно иметь чувство жизни, которая на земле.
Для понимания сотворенного Богом феноменального мира мы должны освоить некоторую категорию, в которой мыслится и невообразимое количество, и чрезвычайное многообразие, и испытующая красота... Назовем эту категорию избыточность. Избыточность феноменального мира Творец не раз покажет нам через Писание. Когда душа ощущает избыточность Божьего мира, она располагается к молитве.
И назвал Бог сушу землею, и скопление[4] вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
Быт. 1:10
«Бог назвал» скопления (по-гречески «системы») вод и массивы суши. То, что называет Бог, для человека непознаваемо. Земля и моря непознаваемы для человека. Но ведь есть наука география, которая описывает и моря, и материки, науки геология, геофизика, океанология…
Дело в том, что в тот же день третий, когда явилась планетарная система, образовалась первая органическая жизнь. В самом начале, до описания того, что есть жизнь, мы слышим предостережение Божие, которое мы можем понять отчетливее, чем древние: суша и моря названы Богом, следовательно, планетарная система не подвластна человеку.
Небо, землю, моря Бог назвал. Человеку не дано небесное и не дано земное: и небо, и земля, и моря – это Божье. Человеку дана жизнь.
А жизнь дана в своих границах. Границы жизни нужно блюсти благоговейно, с религиозным чувством. Религиозное чувство жизни – это способность нашего сердца блюсти границы жизни, в которых она дана.
Для жизни дан избыточно многообразный целостный феноменальный мир, и он человеку неподвластен. И «это хорошо».
Первая жизнь – растения.
И сказал Бог: да израстит земля растение…
Быт. 1:11
«Израстит растение» вновь перед нами оборот внутреннего содержания: тадше дéше דשׁא תדשׁא[5]. Естество земли «изращать» происходит от слова Божьего: да израстит земля растения.
Далее Священное Писание, которое ботаникой не занимается, дает нам разделение растительного мира на две части: трава – éсев и дерево – эц, и показывает, в чем эти две разновидности жизни сходны. И дальше, сколько ботаника ни будет находить разных видов жизни, но мы, по Библии увидев, что между травой и деревом есть общность, будем знать, какова природа растительной жизни вообще.
И сказал Бог: да израстит земля растение травы, семенящей семя по роду, и древо плодовитое, производящее плод по роду своему, в котором семя его на земле. И бысть так.
Быт. 1:11
Три оборота внутреннего содержания – в одном стихе. Они помогают понять, в чем естество растительной жизни. Земля должна «изращать растение», трава «семенить семя», дерево «плодовитое плодить». Жизнь такова в землю Богом вложена, что человеку беспокоиться не надо. Естество растений (сеять семя, плодить плод) таково, что по Слову Божию через землю проходит самовоспроизводящаяся жизнь.
Жизнь сама себя воспроизводит, причем, в своих границах – в «роде своем»[6].
Через землю проходит жизнь, сама себя воспроизводящая. Поэтому в другом месте Писания сказано, что земля имеет силу (по-еврейски кóах כּח, по-гречески ἰσχύς; Быт. 4:12). В этом смысле, человек, когда ест растение или плоды деревьев, он «ест землю» (Быт. 3:17). 
Бог что сказал делать земле? Растить растения. А земля что сделала?
И извела земля растение…
Быт. 1:12
Земля не израстила, а произвела – извела, выпустила – растение (так в LXX и в ТМ). Как вода, которой было названо ее естество (собираться в собрание едино), начала действовать как бы от себя, по своему естеству (собралась в «собрания свои» и «системы вод»), так и земля, о которой было сказано: «да произрастит растения», начала действовать как бы от себя, по своему естеству («произвела растение»).
Удивительно, что не только в духовном мире, не только в мире свободы (человеческом и ангельском), но и
в феноменальном мире Бог творит самодеятельные существа.
На уровне стихий – вода собралась в собрания свои, и возникли ландшафты. Земля – живородящая, тоже нечто творит от себя, согласно заложенной в нее «силе» кóах. В результате жизнь воспроизводит себя. И это «хорошо».
И извела земля растение травы, семенящей семя по роду своему, и древо, производящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий.
Быт. 1:12, 13
Каждый раз, когда в истории сотворения мира звучит «хорошо» – это слава Богу. Что мы узнаем о славе Божьей из третьего дня?
Трава и деревья были созданы до Солнца. Так была крепка богозданная жизнь: она существовала до солнечного света. Жизнь – не от земли и не от солнца, жизнь от Слова. Об этом говорит евангелист Иоанн: «В Нем (Слове) была жизнь» (Ин. 1:4). Солнца еще нет, а жизнь есть... Звезды Солнце не будет, а жизнь будет, и не только высшая психическая жизнь, а самая простая, телесная, органическая, клеточная, ибо мы в теле воскреснем. 
Согласно Писанию, жизнь растений – это первая проповедь Воскресения.
Уже на первом уровне творения феноменального мира и растительной жизни мы можем понять, что Бог творит самодеятельные существа – самоорганизующиеся стихии, живородящую землю и самовоспроизводящуюся жизнь.
Жизнь сотворена первичной по отношению к энергоносителю и сама себя организует и воспроизводит.
И в этом третий день творения связан с Евангельской проповедью:
Не заботьтесь для души вашей, что вам есть или что пить… Ищите же сперва Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам.
Мф. 6:25, 33
Оказывается, что мир первой жизни как-то говорит о Царстве Божьем. Мир первой жизни – это земля.
Земля станет нравственным спутником человека во все эпохи его бытия.
Эпохи – до грехопадения, после грехопадения, после человекоубийства, перед Потопом, после Потопа, до Рождества, после Воскресения, перед Вторым пришествием... В каждую эпоху земля будет показывать человеку, кто он такой есть на самом деле. Через отношение к земле будет поверяться отношение человека к мирозданию в целом.
Библейская «земля» – центр мироздания.
От этой очевидной истины можно переходить к солнцу и светилам. Писание дает нам утвердиться в правильном самочувствии, что небо – над землей, а не земля – среди небесных тел.
*
Первое ощущение жизни – это растительный мир. Первое определение рая – растительное царство, главные ощущения человека в раю – растения… Из жизни растений на земле мы узнаем нечто важное о своей душе и нечто важное для библейского мировоззрения. Из жизни растений мы узнаем, что жизнь сама себя воспроизводит с такой мощью, что она первее Солнца.
Жизнь не зависит от энергоносителей, если жизнь – с Богом.
Вывод из этого следует простой – настолько, что его не видят. Как растение – до солнца, так жизнь – до хлеба. «Хлеб» – символ энергии жизни и символ труда, который человек (после грехопадения) должен затратить, чтобы жить: хлеб – это условие, энергоноситель жизни.
Человек может жить хлебом единым. Человек может жить не хлебом единым. Есть библейское мировоззрение, а есть ему противоположное. Среди христианских народов это как два полюса на земле: Восток и Запад – библейское мировоззрение и западное мировоззрение. Западная идеология начинается там, где не жизнь на первом месте, а условия жизни на первом месте: экономика – и комфорт, медицина, права человека, страховка – и комфорт, мировой порядок – и комфорт. «Вся жизнь проповедуется в комфорте»[7].
Противоположное мироощущение – библейское, соответствует последовательности дней творения: сначала жизнь (это третий день), а потом – условия жизни, это общий всей жизни энергоноситель – Солнце (четвертый день творения). Жизнь – первичнее энергоносителя, если жизнь с Богом.
Жизнь в сотворенном мире – первична как Бог в отношении к творению в целом.
Ищите сперва Царствия Божия и правды его, а остальное все – что есть, что пить, во что одеться – все приложится вам (Мф. 6:25, 33). Это – важнейший элемент идеологии восточно-христианского мира.
Утрата опоры на библейское мировоззрение и потеря ориентации на христианские ценности создает обособленную от религиозности идеологию Западной цивилизации. Этот мир предлагает человеку комфорт как «утешение» (comfort означает «утешение»), и он имеет свойство вовлекать в свою орбиту страны восточно-христианского мира…
В современном мире происходит борьба за пост-византийское пространство, и вопрос стоит, прежде всего, в духовной плоскости: существует ли такая историческая общность (народ или страна), которая по своей природе ставит организацию земной жизни – энергоносители, экономику, право – не на первое место, а ощущение жизни – души и спасения – сохраняет первичным? В такой стране (как наша) и в народной психологии можно наблюдать пренебрежительное отношение к простейшим вопросам жизненной организации, что непохвально, однако необходимо учитывать, что мы экономику никогда не поднимем, если не будем понимать себя…
Потеря идеологического ориентира на христианском Западе привела к тому, что был отстроен пост-христианский мир и возникло новое качество жизни – зависимость от условий жизни и комфорт.
Потеря идеологического ориентира на христианском Востоке ведет не в постхристианский мир, а – к гибели.
Так погиб Второй Рим. Византия погибла не от завоевания, а от безумия… Безумие – это отказ от своей собственной природы. Если говорить о правящем классе и большинстве епископата, Восточная Римская империя обменяла чистоту православия на мифическую западную помощь. Запад только обещал и никогда ничего не давал. В Византии последних веков была возможность иметь боеспособную армию за счет внутренних ресурсов, однако всю свою деятельность и упование императоры Восточной Римской империи последних веков направили – на переговоры с Западом. Такая ориентация на Запад стала гибелью.
Для страны, которая, как Россия, обеспечена энергоносителями, библейский взгляд на жизнь может послужить для историософского понимания современности и для осмотрительного поведения в геополитике. Жизнь не зависит от энергоносителей, если жить по Божьи… А если нет, то нужно помнить, что
для Запада энергоносители – это его жизнь.
И Запад будет биться за энергоносители. Мы содержим жизнь, на Западе – условия жизни. Нам Запад предлагает не товары и услуги, а потребности в них. Основа восточно-христианской идеологии возвращает нас к первым истокам: ищите сперва это, а другого не ищите, другое придет. Христос сказал:
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Мф. 6:28-30
И опять-таки, желая показать, как обеспечена жизнь, Христос поминает жизнь травную.
История сотворения мира говорит нам, что с сотворением Солнца энергия, нужная для жизни, пошла через эту точку, однако жизнь – первее Солнца и всех энергоносителей. Прежде, чем обратиться умом к солнцу и светилам, нужно ощутить землю, и жизнь растений, и то, что есть жизнь по существу… Человек может иметь корень на земле, он может не иметь корня и ощущать себя космополитом. Согласно библейскому мировоззрению, только тот, кто имеет в земле корни, может с чувством смотреть на звезды.

[1] ТМ: йикаву эл-маком – «да соберется в место» (маком מקום); однако в ст. 10 упоминается микве מקוה – «собрание».
[2] Figura etumologica. О так называемых «оборотах внутреннего содержания» см.: Революция «кирпич-асфальт» (прим. 2).
[3] Эта часть стиха, все предложение, отсутствует в ТМ.
[4] В стихах 9 и 10 ТМ и LXX наблюдаем сходное явление: употребляется синоним для термина «собрание». В ТМ ст. 9 – маком (место), в ст. 10 микве (собрание). В LXX ст. 9 – синагогэ (собрание), в ст. 10 – системы (скопления). Однако в ст. 10 ТМ микве – единственное число, в ст. 10 LXX «скопления (системы)» – множественное. Самодеятельность стихии водной, которая не в «одно место» собралась, а в «собрания свои», в «скопления (системы)» вод (LXX), и связанная с этим избыточность ландшафтов и пейзажей в ТМ – угадывается, в LXX ясно прочитывается (возможно, как интерпретация переводчиков).
[5] Оборот внутреннего содержания не имеет аналогии в греческом тексте. LXX: «да испустит земля растение».
[6] Категория «род» применительно к растениям и животным называется по-еврейски мин מין – «отличие, разновидность, отдел». Это те границы, в которых возможна изменчивость биологического вида. Нет перехода от одного вида мин к другому, вновь мы видим, что для каждого живого существа жизнь дана в своих границах.
[7] Из Достоевского («Преступление и наказание»).

http://avdejenko.ru/projects/articles/pochemu-vliublennost-prinosit-stolko-goria

Авдеенко Е.А. Библейские основания идеологии
Tags: #Бог, #Христос, #вера, #духовная жизнь, #молитва, #православие, #религия, #святые, #христианство, #церковь, Библия, Бог, Ветхий Завет, Христос, атеизм, духовная жизнь, молитва, православие, христианство, церковь
Subscribe

  • Опять навальнята?

    Интересная писулька попалась, вроде, как даже из-за границы. Даже страшно жить становится, когда прочитаешь. Что творится то вообще?! "Идите к…

  • Котэ наше фсё

    И удалился я в спальню свою, и лёг, ибо была ночь. Но кот, увидев, что я лёг в спальне своей, забыл всё добро от господина своего и возопил:…

  • Вертикаль в действии

    Связываться с государством себе дороже, уже сколько раз и на личном опыте убеждался в этом, особенно когда чиновники спрашивают чем и как поддержать,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments