Или как говорит с усмешкой профессор МДА А.И. Осипов "это мы веруем, а бесы знают и... остаются бесами"
То есть теоретическая часть и разные знания у бесов "на отлично"
Ветхий Завет - отлично
Новый Завет - отлично
История Церкви - отлично
Догматика, богословие - отлично
Патрология - отлично
и т.д.
- Что же нас только отличает?
- Вера?
Таки "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут". (Послание Иакова 2:19)
- Исповедание Иисуса Христа?
- Дык и они исповедовали и не раз и даже публично
"33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: 34 оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. 35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему". (Лк. 4)
41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос. (Лк. 4)
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. (Мк. 1)
- Молитва?
- Так и они тоже молились и общаются с Богом
28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов*, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его (бесы же моляху Его): если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. (Мтф. 8)
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, (Лк. 22)
Нет, и этого значит еще мало. А наша молитва может быть вообще неправильной и даже нам во вред.
"В настоящее время существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет! Лучшие, сколько известно, наставники Оптинские. Но они исключительно телесные делатели, и потому сами во тьме ходят и последующих им держат во тьме, удовлетворяясь сами и требуя от других единственно телесного исполнения заповедей". Письмо 232, 29 января 1865 года. (Свт. Игнатий Брянчанинов. Письма к разным лицам. Том 6)
"Не будь несмыслен в прошениях своих, чтобы не оскорбить тебе Бога малостию своего ведения. Будь мудр в своих молитвах, чтобы сподобиться тебе славы. Проси досточестного у Дающего без зависти, чтобы за мудрое свое хотение приять от Него и почесть. Премудрости просил себе Соломон, и поелику у великого Царя просил премудро, то с премудростию приял и царство земное. Елисей просил в сугубой мере той благодати Духа, какую имел учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Ибо кто у царя домогается маловажного, тот унижает его честь. Израиль просил маловажного, и постиг его гнев Божий. Оставил он то, чтобы в делах Божиих дивиться страшным чудесам Божиим, и домогался удовлетворить похотениям чрева своего. Но еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня (Пс.77:30,31). Приноси Богу прошения свои сообразно с Его славою, чтобы возвеличилось пред Ним достоинство твое и возрадовался Он о тебе. Если кто попросит у царя несколько гноя [3], то не только сам себя обесчестит маловажностию своей просьбы, как показавший тем великое невежество, но и царю своею просьбою нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ. Ибо вот Ангелы и Архангелы, сии вельможи Царя, во время молитвы твоей устремляют на тебя внимание, с каким прошением обратишься к Владыке их; и изумляются и радуются, когда видят, что ты, земной, оставил плоть свою и просишь небесного; и, напротив того, огорчаются, смотря на того, кто оставил небесное и просит своего гноя". (Слова подвижнические, Преподобный Исаак Сирин, Слово 5. О чувствах, а вместе и об искушениях)
Чем мы отличаемся от них все таки?
В «Древнем патерике» рассказывается, как диавол явился преподобному Макарию Великому и говорит: «Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня! А смирением ты победил меня».
То есть мы как разумные существа, теоретически стремящиеся к благу, правде, справедливости и возможно любви, можем признать правоту, благость, премудрость и любовь Бога и сказать: "Вот Ты знаешь как лучше сделать, я верю Тебе, что это будет в итоге "хорошо весьма" и поэтому я свою волю предаю Тебе, потому что Тот Кто может отдать Свою жизнь за меня не будет делать мне вреда". И от всего своего сердца произнести "Пусть будет воля Твоя"
А бесы не могут оставить свою волю и признать над собой волю Божию. То есть конечно могут, но как некоего тирана, мешающего им вольготно жить. Которому нужно подчинятся только из-под палки.