live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Category:

БОГ ОБТЕСЫВАЕТ КАМНИ ДЛЯ СВОЕГО ГОРОДА

– Батюшка, почему в земной Церкви есть мирские страсти, такие мерзкие, и почему они больнее воспринимаются, чем в миру? И как, главное, с ними бороться? Что делать?

– Ну, потому что Церковь – это организм богочеловеческий: Глава Церкви – Сам Бог, Господь Иисус Христос, но состоит она из людей, из живых, из кающихся грешников…

– Вот именно – кающихся.

– Покаяние-то не сразу приходит: кто-то на пути… Помните фильм «Остров»? Там играет эконома Д. Дюжев, он говорит: «Ты думаешь, я своих грехов не знаю?» Но одно дело – сознавать свои грехи, другое дело – перебороть себя, а победить и осознавать – это не одно и то же. Поэтому святые люди каждого человека с состраданием воспринимали.

Я помню исповеди у батюшки Николая Гурьянова: такое было ощущение, как будто он с тобой, как с дитем. Допустим, ребенок у молодых обделался, его родители помыли, переодели, и дальше он гуляет. Старцы так же относились к твоим грехам: они не осуждают тебя за то, что ты упал, споткнулся, они помогают подняться, помыться и утешают. После общения с ними ты летишь как на крыльях – с таким воодушевлением. То есть тебя не размазали, а подняли и помогли идти дальше. Помогли уврачевать язвы, которые были.

– Вы говорите о грехах, покаяние в которых приносим мы, православные; с нами вместе молятся подвижники, которым мы, обычные христиане, дети и есть. Но бывает, сталкиваешься с теми, кто откровенные козни строит, клевещет, гадит, и все это происходит якобы от имени Церкви, прикрываются эти люди церковным авторитетом. Как с этим бороться?

– Бороться… Что значит «бороться»? Главный «борец» у нас – люцифер, который призывал бороться, изменять, реформировать. Кстати, интересный факт: одиозная мадам Хилари Клинтон, претендовавшая на пост президента Соединенных Штатов, когда заканчивала университет, посвятила свою дипломную работу… люциферу как «одному из первых борцов за демократию и свободу».

Почему Господь все это попускает – я имею в виду скорби внутри Церкви? Думаю, потому, что мы, как в Писании сказано, «как живые камни устрояем из себя дом Божий». Эту идею развивает блаженный Августин в трактате «О граде Божием»: каждый камень надо обработать. Вот Господь и обрабатывает каждого из нас через терпение, через смирение, да и через скорби тоже. По нашим грехам то же происходит в нашей Церкви. Но благодаря терпению этих искушений, скорбей, обид так называемых (потому что настоящий христианин не должен обижаться на человека: видно же, что за спиной того, кто его обижает, стоит рогатый, а не человек) мы и должны, согласно замыслу Бога, быть достойными живыми камнями. А обижаться, мстить, гневаться – это, знаете, «не наш метод». Ведь человек делает гадости не потому, что он сам по себе такой плохой, а потому, что он не понимает, что через него бес действует.

Отец Николай Гурьянов говорил: «Когда обижают, молись за них, радуйся, что тебе за Христа пострадать пришлось»

– То есть вести себя по отношению к строящему тебе козни человеку, который утверждает, что действует от имени Церкви, нужно, принимая во внимание нашу общую греховность?

– Ну конечно. Давайте вспомним наших великих подвижников, на которых мы ну никак не похожи. Преподобный Симеон Новый Богослов. Основные беды и скорби были у него от кого? – От тех, кто сидел в Патриархии. Это были митрополиты, люди, облеченные властью высокой. И они искали у него, за что можно зацепиться, чтобы, так сказать, погасить, сослать куда-нибудь, отправить подальше. Святитель Иоанн Златоуст – то же самое. Святитель Нектарий Эгинский. Преподобный Серафим Саровский… Думаете, там всё было тихо-мирно? Где ни возьми, основные нападения-то были от кого? – От своих же, кто рядом, от собратьев.

Поэтому, кто тебя смиряет, не столь важно – важно понимать, что Господь таким образом испытывает мою веру, мою верность. Поэтому те же самые святые, утешая, говорили – например праведный Иоанн Кронштадтский, у него эта мысль часто проходит: «Не думай, что о тебе скажут люди, а думай о том, что о тебе скажет Господь и Его святые ангелы». Делай, что должно, и будь, что будет, говоря языком мирским. Если тебя совесть не осуждает, если ты ничего плохого не сделал, пусть они что угодно о тебе говорят, пусть они обливают грязью, клевещут – это их дело. Это их выбор. Но если ты на их уровень (на самом деле не их, а бесовский – они только страдают от своего поведения) опускаешься, значит, ты не поступаешь по заповеди Христа: ударили по одной щеке – подставь другую. И если я считаю себя православным, то я не буду поступать, как поступают со мной. Мне сделали подлость, в ответ я не делаю подлости. Это и есть христианство. Батюшка Николай Гурьянов говорил: «Когда обижают, молись за них, радуйся, что тебе за Христа пострадать пришлось. А то мы хотим взять дубину да в ответ дать». Это слова старца.

– Это ой как трудно!

– Конечно, это трудно. Против архиереев нельзя идти. Батюшка Николай мне сразу сказал, что епископ – это Церковь и тот, кто идет против епископа, идет против Церкви. Он это очень четко сказал, прямо формулу такую выдал, я помню. Это я на всю жизнь запомнил. И я убедился, что как бы епископ на первый взгляд ни поступал, может не в столь хорошем настроении быть, но все равно через него Господь действует. Вы в прошлой беседе цитировали Лескова, слова помещицы нищему священнику, которому та поклонилась: «Я отдаю почитание не тебе как человеку, а твоему сану». То же самое здесь: может, как человек он меня ненавидит, неприязнь испытывает, но так как через него Господь управляет, все равно он сделает так, как Господь хочет.

– Это не попахивает папизмом?

– Я думаю, не попахивает. Потому что папизм – это другое. Папизм – это переоценка своей значимости, когда епископ считает себя главой всех христиан на земном шаре, епископом всех христиан вообще. Наместник, таким образом, Христа. А православное понятие епископа – это предстоятель определенной общины. В древности были хорепископы, даже в селе могли быть. Епископы и пресвитеры по сути были в древности одно и то же.

Конечно, трудно терпеть несправедливости, когда, например, видишь, что роются в твоих вещах, в почте, распространяют слухи…

– Но разумное почитание сана разве означает, что я должен воспринимать любое начальство как безгрешное, как небожителей, молиться ему?

– Конечно, нет. А вот молиться за него – необходимо. И не имеет смысла воспринимать его как врага какого. Скорее как инструмент той самой обточки камней. Такие бывают явления: игумен начинает не доверять братии, начинает их воспринимать как каких-то врагов, у него возникают мысли, что против него плетут какие-то козни, заговоры, еще что-то. Это сатанинское на самом деле внушение, потому что главный враг наш – диавол. И сатане только того и надо, чтобы мы не с ним боролись, а с людьми. Монах должен это помнить.

– Наверное, не только монах.

– Да, любой христианин. Потому что мы часто об этом забываем и переносим все на лица, это сатане-то и надо: чтобы мы не с ним боролись, а боролись с людьми. В этом и есть главная уловка. Если ты пойдешь по этому пути, то можешь или монастырь покинуть, или вообще какое-то преступление совершить. Если вспомнить афонских преподобных, так там же были случаи, когда некоторые монахи на игумена даже с ножом приходили, хотели убить. Настолько внушала эта сила, что они правы, что этот игумен такой нехороший гад, что его прибить надо.

– Сейчас стало модно обижаться: мои «чувства верующего» оскорбляются по любому случаю. Или очень часто я обижаюсь категорически на все, что меня не устраивает. Поиск поводов: на что бы еще обидеться? В результате я часто вижу, что сейчас к Церкви, к Русской Православной Церкви отношение в обществе стало даже не таким, как в советские годы, а откровенно как к институту, который, так и быть, потерпим до поры до времени. Иногда даже с презрением говорят: «А, опять они обиделись! Они способны только на это». Верны ли эти наблюдения, на ваш взгляд? Или же они ошибочны?

– Дело в том, что в этих обидах, по-моему, нет никакого разумного начала. Потому что обижаться можно, если кто-то понимает, что так поступать было нельзя. А мир – везде сказано об этом: и в Писании, и святые свидетельствуют, предупреждают нас постоянно – «мир во зле лежит». То, что в миру и грех, и зло, и, к сожалению, мы не можем ничего изменить или предотвратить, – это следствие греховности самой человеческой природы как таковой. И Христос никогда не говорил: «Вы будете в миру уважаемы, будете благоденствовать, будут с вами все считаться, вас будут уважать, если вы за Мной пойдете». Наоборот, Он говорит: «Меня гнали, будут гнать и вас. Если мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если бы вы были от мира, мир бы любил свое, но так как вы не от мира, то мир вас ненавидит. Но знайте, что Меня он прежде вас возненавидел, но дерзайте, ибо Я победил мир».

– Дерзать – к чему? К судебным искам?

– Сейчас печально шутят, что первые христиане страдали от гонений, а современные страдают от обид. Понимаете, сейчас мы живем как никогда вольготно – так вольно не жили христиане России. Нам не рубят головы за нашу веру, нас не выгоняют с работы, не выгоняют из учебных заведений, не делают табу на получение высшего образования, как было в советское время. Или, наоборот, в семинарии не принимали людей с высшим образованием, чтобы снизить ценз образовательный духовенства, чтобы такие были священники. Ведь кого набирали в Ленинград, в Москву? – Из молдавских и украинских деревень. Людей, которые по сути по-русски не говорили или плохо говорили. Когда приходил в храм артист, например, Мариинского театра, а к нему выходил батюшка такой с Малороссии, он хороший, конечно, такой «хлопец гарный», но еле-еле по-русски говорит. О чем с ним разговаривать человеку из интеллигенции? Были, конечно, и корифеи, были люди и высокообразованные, настоящие проповедники. Например, отец Александр Медведский, настоятель Никольского собора в Петербурге, знаменитый проповедник, который отпевал Анну Ахматову. Он знал многих представителей культурной элиты, сам был таким. Были и другие, но, к большому сожалению, немного. И по-настоящему выдающиеся священники, к сожалению, всегда были на периферии.

– Но они собирали вокруг себя много людей.

– Конечно. Опять же евангельские слова: «Не поставляют светильник под спудом, но на свещнице». В том-то и дело. Но мне вспоминаются слова таких батюшек: «Настанет такое время: нам дадут свободу говорить – а сказать-то будет и нечего». Высокие штампы, которые звучат сейчас с высоких амвонов, конечно, значимо звучат, и смотрится все это красиво, но, глядя на молодежь, на подростков, я не вижу, что это их трогает, что это им интересно. Наверное, они это воспринимают, как когда-то мы воспринимали выступление генерального секретаря Коммунистической партии. Помните, были трансляции съездов? Я бы не сказал, что сидели все у телевизоров, прильнув, и внимательно это слушали. К сожалению, наша проповедь воспринимается иногда аналогично.

– Значит ли это, что надо «танцевать» перед молодежью?

– Конечно, нет. Потому что человек, когда у него по-настоящему болит душа от греха, после того как уже набил себе шишек по жизни, идет в Церковь не танцевать.

– «Развлекуха» ему не нужна?

– Нет. Он ищет участия, внимания со стороны священнослужителя.

– Участия, а не дежурных слов.

– Разумеется. Ведь и Господь говорит: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».

Владимир Соловьев написал однажды исполненное болью стихотворение, называется «Своевременное воспоминание»:

Израиля ведя стезей чудесной,
Господь зараз два дива сотворил:
Отверз уста ослице бессловесной
И говорить пророку запретил.

Далекое грядущее таилось
В сих чудесах первоначальных дней,
И ныне казнь Моаба совершилась,
Увы! над бедной родиной моей.

Гонима, Русь, ты беспощадным роком,
Хотя за грех иной, чем Билеам,
Заграждены уста твоим пророкам
И слово вольное дано твоим ослам.

Написано в 1887 году. Прямо про наше время.


Игумен Довмонт (Беляев), настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости
http://www.pravoslavie.ru/116921.html
Tags: #Библия, #Бог, #Евангелие, #Новый Завет, #Писание, #Христос, #вера, #духовная жизнь, #молитва, #мысль, #православие, #религия, #святые, #слово, #христианство, #церковь, #человек, Библия, Бог, Христос, духовная жизнь, молитва, православие, христианство, церковь, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments