live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Category:

ПОЧЕМУ НЕТ МИРА НА ЗЕМЛЕ?

В сегодняшнем апостольском чтении святой Павел, говоря о Христе, произносит, между прочим, следующие слова: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф. 2:14).

Итак, апостол называет Иисуса Христа именем «мир». У Христа вообще много имен. Некоторыми из них Он именует Себя Сам. Например, Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). «Я свет миру» (Ин. 9:5). Некоторые другие имена Ему дают апостолы и пророки. Например, Исаия пишет: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). Или: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

Обратите внимание, что все эти имена Божии несут человеку нечто исключительно важное, то, чего у человека нет. Например, разве сам по себе, без Христа, человек знает, по какому пути ему спасаться? Нет. Но Христос говорит: путь – это Я. И мы идем по этому пути, веруя во Христа, пытаясь жить по заповедям Его, приобщаясь к Его богочеловеческой природе в Церкви, вживаясь во Христа.

Разве может человек сам найти истину? Лучшие умы человечества, древнегреческие философы, столетиями бились над этим вопросом. Итогом их исканий можно признать скептическое восклицание Понтия Пилата: «Что есть истина?» А ведь истина – это не что, а Кто. «Я есмь истина», – говорит Христос. И мы познаем истину, познавая Христа.

Разве кто-то из нас имеет жизнь сам в себе, разве кто-то из людей может быть источником жизни? «Жизнь – это Я, – говорит Богочеловек. – И вы живы лишь потому, что Я приобщаю вас к своей жизни, ибо Я – ее источник». И мы, научаясь жить во Христе, из области существования переходим в область жизни, настоящей жизни, которую совсем не знает неверующий мир.

Но Христос имеет не только славные имена. Как это не страшно говорить, в Своем служении на земле Он принял также имена позорные. Например, сказано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]» (Гал. 3:13). Также Павел говорит, что Христос сделался «для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21). Агнцем Божиим, берущим на себя грех мира, называет Христа Иоанн Креститель (см. Ин. 1:29). Славянское слово «агнец» довольно мило звучит, но нужно помнить, что речь идет не только о симпатичном домашнем животном, а о жертве, которая убивалась за грехи людей.

Итак, Христос ради нас делается клятвой, жертвой, закалаемым ягненком. Тот, перед Которым трепещут ангельские силы, Который обитает в неприступном свете, Творец всего живого, имеющий множество славных имен, придя на грешную землю, принимает от людей те позорные имена, которые тяготели над человечеством. Прокляты были мы – Он берет наше проклятие на себя, делается клятвой за нас. Мы должны были стать жертвой за наш грех, ибо сказано: «душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4) – мы тысячу раз достойны были уничтожения, как это уже произошло когда-то с допотопным человечеством. Но Он вместо нас становится этой жертвой и принимает на себя крайнюю степень поругания и уничижения, даже Крестную смерть. И лишь Его жертва принимается Богом, потому что только Он безгрешен и чист, а жертва Богу должна быть чиста.

Однако наименование Христа миром рождает некий вопрос. Если Христос есть мир наш, если Христос примирил нас друг с другом «и с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:16), как говорит сегодня Павел, то отчего в мире остается вражда? Если вся вражда убита на Кресте, отчего люди все так же враждуют? Враждуют друг с другом и с Богом, враждуют сами с собой...

Этот вопрос, братья и сестры, задает в своем Послании апостол Иаков. «Откуда у вас вражды и распри?» – спрашивает он. И отвечает, говоря о страстях человеческих: «...от вожделений ваших, воюющих в членах ваших... Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1–3). Вот в чем причина: вожделения наши, страсти наши, извращенность желаний нашего ума и сердца, которая заставляет нас просить у Бога не то, чего Он хочет от нас. О том же и Спаситель говорил: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). Вот, оказывается, в чем причина! Да, Христос принес мир, но его еще нужно воспринять – воспринять подвигом веры и покаяния. А если этого у нас нет или есть, но очень мало, то остается то, о чем говорят Господь и апостол Его.

Остаются вожделения, воюющие в членах наших, остаются злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, наполняющие наши сердца. И тогда уже ни о каком мире не может быть и речи. Представьте себе: вот у меня страсти и у моего ближнего страсти. Когда мы встречаемся друг с другом, встречаются и наши страсти. Что из этого получится? Будет либо отторжение, либо союз во имя той или иной греховной страсти, который неминуемо приведет также к разрушению отношений, ибо грех не ведет к миру и созиданию, но к конфликту и разрушению.

Вот важная мысль, достойная запоминания: не всякое единство хорошо. Как часто нас пытаются купить этим словом! Если единство основано на гордости, ненависти, эгоизме, памятозлобии, желании зла другим, оно обречено, несмотря на всю внешнюю красивость, в которую можно завернуть это единство. Проклято единство, основанное на лжи. Трижды проклято единство, основанное на невинной крови. Такое единство есть единство Ирода и Пилата, которые подружились после обоюдных насмешек и издевательств над Иисусом Христом. Это единство с диаволом и ангелами его, конец которого – озеро, горящее огнем и серою (см. Откр. 21:8).

Поэтому вопрос: почему нет мира на земле? – это вопрос не к Богу, а к человеку. Мир уже приходил на землю и остается с теми, кто хранит мир, т. е. хранит Христа в сердце своем. Но мир не имеет мира, ибо не имеет Христа. Христос – мир наш, и только те, кто имеют в себе Христа, имеют мир.

Вздохнем сегодня, братья и сестры, о том, как мало в нас мира и как много греха. И унесем с собою главную мысль. Мир в моей стране, мир на моей планете во многом зависит от мира в моей душе, от чистоты моего сердца, а значит, от подвига моей веры. Если мне с помощью поста, молитвы, исповеди, причастия удалось вытащить какую-то страсть из себя, значит, мира в мире стало больше. Если, с помощью Божией, мне удалось простить моего ближнего – значит, на одну каплю море человеческой вражды сделалось меньше. Если я подходил к Чаше, унес домой мир Христов и сохранил его до следующего причащения, ни с кем не поругавшись и никого не осудив, – значит, Бог подарил мне исполнение седьмой заповеди блаженства: «блаженны миротворцы» (Мф. 5:9). Будем думать так, христиане, и постепенно благоухание мира Христова заполнит вначале нашу жизнь, а потом коснется и тех, кто живет рядом с нами. Господь да поможет всем нам!

Сергей Комаров
Источник: Портал «Православная жизнь»
9 ноября 2018 г.
http://www.pravoslavie.ru/117132.html
Tags: #Бог, #Христос, #вера, #духовная жизнь, #молитва, #православие, #религия, #святые, #христианство, #церковь, Бог, Христос, духовная жизнь, молитва, православие, христианство, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments