live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Category:

Непостижимость Божественной природы

«Добровольно сознаю ничтожность естества своего и не хочу входить в исследование о моем Создателе, потому что страшен Непостижимый по естеству». Это сказал величайший из христианских подвижников – тот, который некогда взывал на молитве к Богу: «Ослаби мне ножны благодати Твоея», – св. Ефрем Сирин324. Так смирялись и страшились рассуждать о Боге те, кто имел в себе Духа Святого325.

Ибо действительно, что есть Бог по Своему Существу, каков Он по виду, в каком месте живет, как и в чем заключается единение Божественных Лиц, – этого не только люди не могли и не смогут никогда охватить умом, но и сами премирные силы, ангелы, не в состоянии постигнуть. Священное Писание достаточно выясняет эту истину: Ин. 1, 18; Мф. 11, 27; 1Кор. 2, 11. «Вседержитель! – восклицает один из друзей праведного Иова. – Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия» (Иов. 37, 23).

Правда, святые отцы на соборах и частным образом глубоко богословствовали о существе Божием, но и это, вызванное необходимостью обличения еретиков, богословие всегда ограничивалось изъяснением того, чем Бог не является, а не того, что служило бы к выявлению Божественного естества и к Его познанию.

Поэтому при определении Бога ими употребляются выражения всегда отрицательные, «выделяющие» Его из всего существующего, показывающие, что Бог ни в какой части не смешивается с ним и не причастен сему последнему, например: несозданный, безначальный, неисследимый, неприступный, невидимый, неизглаголанный, недомыслимый, непостижимый, беспредельный.

«И только это одно, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – беспредельность и непостижимость в Нем – постижимо. А что говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что около природы. Назовешь ли ты Его благим, или праведным, или мудрым, или чем бы то ни было другим, ты скажешь не о природе Бога, но о том, что около природы. Также некоторое, что о Боге говорится утвердительно, имеет значение превосходного отрицания; как, например, говоря о мраке в отношении к Богу326, мы разумеем не мрак, но то, что не есть свет, а выше света; и говоря о свете, разумеем то, что не есть мрак»327.

Итак, нет никакой возможности человеческому уму понять и охарактеризовать каким-либо именем то, что не есть что-либо из сущего, то есть Божество. И все Священное Писание всеми содержащимися в нем о Боге мыслями и речениями представляет только, что Бог есть (существует), а не то, что (такое) Он есть328.

________________________________________________________________________________________
324Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. М., 1882. С. 609. Против исследователей естества Сына Божия.
325В силу этого обстоятельства, автор сего сочинения, почитая себя недостойным и сапоги понести (Мф. 3,11) сих святых, не дерзает о Боге рассуждать, но принимает догматы о Нем и богословствования святых отцов, как они есть, без размышления и испытания. Советует и заповедует, по крайней мере, тем, кто хочет приступить к исправлению своей грешной жизни, так же поступить. Если неугомонный наш ум везде и обо всем пытает, воспретим ему касаться хотя бы предметов этого параграфа; покажем хоть малое смирение, если мы не можем целиком отказаться от своего безумия – так я называю вместе с апостолом (2Тим. 3, 9) плотское мудрование, основанное на научной логике или логистике – все равно. В других догматических вопросах, снисходя к немощи тех лиц, которые не могут обуздать в себе это гордое стремление все испытывать в богословии, я к святоотеческим данным прибавляю иногда и научные; так врач, желая, чтобы больной ребенок выпил неприятное ему лекарство, держит в одной руке последнее, а в другой – ложку варенья.
326Ср.: Пс. 17, 10: «Мрак под ногами Его»; Пс. 96, 2: «Облако и мрак окрест Его...»
327 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С. 8–9 . Кн. 1. Гл. IV.
328 Св. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. М., 1890. С. 99–100. Слово 61; еще о непостижимости естества Божьего см.: его же. Творения. Т. 1. М., 1892. С. 260–261. Слово 30; его же. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 154, 164–169, 178–184, 194–200. Гимны XXXVI, XXXVIII, XL, XLII, LIX. Творения святых отцов первых веков христианства, а также «вселенских великих учителей» Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста я здесь не цитирую, так как выдержки из них можно встретить в любой догматике.

епископ Варнава (Беляев)
Основы искусства святости. Том I
https://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyaev/osnovy-iskusstva-svjatosti-tom-1/2#sel=10:1,15:49
Tags: #Библия, #Бог, #Евангелие, #Новый Завет, #Писание, #Христос, #вера, #духовная жизнь, #молитва, #мысль, #православие, #религия, #святые, #слово, #христианство, #церковь, #человек, Библия, Бог, Христос, духовная жизнь, молитва, православие, христианство, церковь, человек
Subscribe

  • Искал "удовлетворение", но не нашел

    Искал, неоднозначно воспринимаемый и употребляемый католиками в юридических смыслах, грубый термин "удовлетворение", но так и не нашел Видать, опять…

  • Радоница

    Кая житейская сладость пребывает печали непричастна; кая ли слава стоит на земли непреложна; вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: единем…

  • Христос или гражданство Израиля ?

    Оказывается и наше время осталось место для подвига

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments