Ибо действительно, что есть Бог по Своему Существу, каков Он по виду, в каком месте живет, как и в чем заключается единение Божественных Лиц, – этого не только люди не могли и не смогут никогда охватить умом, но и сами премирные силы, ангелы, не в состоянии постигнуть. Священное Писание достаточно выясняет эту истину: Ин. 1, 18; Мф. 11, 27; 1Кор. 2, 11. «Вседержитель! – восклицает один из друзей праведного Иова. – Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия» (Иов. 37, 23).
Правда, святые отцы на соборах и частным образом глубоко богословствовали о существе Божием, но и это, вызванное необходимостью обличения еретиков, богословие всегда ограничивалось изъяснением того, чем Бог не является, а не того, что служило бы к выявлению Божественного естества и к Его познанию.
Поэтому при определении Бога ими употребляются выражения всегда отрицательные, «выделяющие» Его из всего существующего, показывающие, что Бог ни в какой части не смешивается с ним и не причастен сему последнему, например: несозданный, безначальный, неисследимый, неприступный, невидимый, неизглаголанный, недомыслимый, непостижимый, беспредельный.
«И только это одно, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – беспредельность и непостижимость в Нем – постижимо. А что говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что около природы. Назовешь ли ты Его благим, или праведным, или мудрым, или чем бы то ни было другим, ты скажешь не о природе Бога, но о том, что около природы. Также некоторое, что о Боге говорится утвердительно, имеет значение превосходного отрицания; как, например, говоря о мраке в отношении к Богу326, мы разумеем не мрак, но то, что не есть свет, а выше света; и говоря о свете, разумеем то, что не есть мрак»327.
Итак, нет никакой возможности человеческому уму понять и охарактеризовать каким-либо именем то, что не есть что-либо из сущего, то есть Божество. И все Священное Писание всеми содержащимися в нем о Боге мыслями и речениями представляет только, что Бог есть (существует), а не то, что (такое) Он есть328.
________________________________________________________________________________________
324Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. М., 1882. С. 609. Против исследователей естества Сына Божия.
325В силу этого обстоятельства, автор сего сочинения, почитая себя недостойным и сапоги понести (Мф. 3,11) сих святых, не дерзает о Боге рассуждать, но принимает догматы о Нем и богословствования святых отцов, как они есть, без размышления и испытания. Советует и заповедует, по крайней мере, тем, кто хочет приступить к исправлению своей грешной жизни, так же поступить. Если неугомонный наш ум везде и обо всем пытает, воспретим ему касаться хотя бы предметов этого параграфа; покажем хоть малое смирение, если мы не можем целиком отказаться от своего безумия – так я называю вместе с апостолом (2Тим. 3, 9) плотское мудрование, основанное на научной логике или логистике – все равно. В других догматических вопросах, снисходя к немощи тех лиц, которые не могут обуздать в себе это гордое стремление все испытывать в богословии, я к святоотеческим данным прибавляю иногда и научные; так врач, желая, чтобы больной ребенок выпил неприятное ему лекарство, держит в одной руке последнее, а в другой – ложку варенья.
326Ср.: Пс. 17, 10: «Мрак под ногами Его»; Пс. 96, 2: «Облако и мрак окрест Его...»
327 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С. 8–9 . Кн. 1. Гл. IV.
328 Св. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. М., 1890. С. 99–100. Слово 61; еще о непостижимости естества Божьего см.: его же. Творения. Т. 1. М., 1892. С. 260–261. Слово 30; его же. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 154, 164–169, 178–184, 194–200. Гимны XXXVI, XXXVIII, XL, XLII, LIX. Творения святых отцов первых веков христианства, а также «вселенских великих учителей» Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста я здесь не цитирую, так как выдержки из них можно встретить в любой догматике.
епископ Варнава (Беляев)
Основы искусства святости. Том I
https://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyaev/osnovy-iskusstva-svjatosti-tom-1/2#sel=10:1,15:49