live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Categories:

Пианистка Юдина и фильм "Смерть Сталина"

Авторы фильма вообще стараются сконструировать конфликт Сталин и коммунисты vs Православие. Берия отдает бредовый приказ кого-то "расстрелять и положить на алтарь". Топчась у гроба члены Политбюро долго и яростно обсуждают: кто разрешил допустить на похороны "попов", хотя присутствие и весомый статус представителей Русской Православной Церкви на похоронах Сталина — факт общеизвестный и здесь перед нами очевидное отступление от исторических фактов. Юдина спорит с Хрущевым о вечной жизни.

Однако в этом аспекте и сквозит с наибольшей очевидностью цивилизационная и религиозная разница России и Запада. Ни англичанам, ни французам даже приблизительно не понять устроения русской христианской души. Это проявляется в трактовке в фильме сюжетообразующей истории о сделанной специально для Сталина ночной записи пластинки с 23 фортепьянным концертом Моцарта в исполнении Юдиной.

В фильме великая пианистка, представлена учительницей детей Хрущева, чуть ли не его любовницей, "подругой Мейерхольда и Купертинского" (кто такой этот загадочный Купертинский? Скорее всего это изощренная шутка над францисканскими увлечениями молодой Юдиной — св. Иосиф Купертинский знаменитый францисканский мистик и "левитирующий" святой). Эта гламурная фифа требует себе двадцать тысяч гонорара за концерт, а потом подсовывает в конверт с пластинкой записку с проклятьями, которая и доводит Сталина до инсульта.


Реальная Юдина, убежденная истовая православная христианка, дружила с Флоренским, Бахтиным, Карсавиным. Шостакович, в передаче которого мы и знаем историю о пластинке, представляет её в своих довольно злобных по тону рассказах Соломону Волкову как настоящую святую юродивую…

"Юдина, насколько я знаю, всегда собирала переполненные залы. Она заслужила известность исключительно как пианистка. А еще говорили, что она — святая.

Она всегда играла так, будто читает проповедь. Юдина видела музыку в мистическом свете. Например, считала "Гольдберг-вариации" Баха серией иллюстраций к Библии. Юдина смотрела на Мусоргского исключительно как на религиозного композитора.

Однажды она приехала ко мне и сказала, что живет в тесной комнатушке, где ни не может ни работать, ни отдыхать. И я подписал заявление. Я ходил к разным чиновникам, просил множество людей помочь, отнял у них массу времени. С огромным трудом мы получили для Юдиной квартиру. Но чуть позже она снова приехала ко мне и попросила о помощи в получении квартиры.

— Как? Мы же получили для тебя квартиру! Зачем тебе еще одна?
— Я отдала квартиру одной бедной старушке.

Мне рассказывали о Юдиной такую историю. Она пришла к одним знакомым и попросила одолжить пять рублей. "Я разбила окно в своей комнате и теперь не могу там жить из-за сквозняка и холода". Конечно, ей дали денег. Дело было зимой. Через какое-то время эти знакомые навестили ее, и в ее комнате было холодно как на улице, а разбитое окно — заткнуто тряпкой. "Как так, Мария Вениаминовна? Мы же дали вам денег, чтобы вставить стекло". Она ответила: "Я отдала их на нужды церкви". Каково?

Ее религиозная позиция подвергалась постоянным, так сказать, артиллерийским и даже кавалерийским атакам. Например, ее выставили из Ленинградской консерватории. Одна из атак легкой бригады комсомольцев была направлена конкретно против нее. Конница ворвалась в класс Юдиной и спросила ее: "Вы верите в Бога?" Юдина ответила утвердительно. Проводит ли она религиозную пропаганду среди своих студентов? Она ответила, что Конституция этого не запрещает.

Несколько дней спустя в ленинградской газете появилась запись этой беседы, сделанная «неизвестным», сопровождаемая карикатурой: Юдина в монашеских одеждах окружена стоящими на коленях студентами. И в заголовке было что-то о проповедниках, пробравшихся в Консерваторию. Естественно, Юдину после этого уволили.

Не нравилась мне и ее одежда, этакая монашеская ряса. Ты — пианистка, а не монахиня, так что ж ходить в рясе? Мне это казалось неприличным.

Юдина всегда говорила мне: "Ты далек от Бога, тебе надо стать ближе к Богу". Однако она вела себя довольно странно… Однажды я столкнулся с нею на кладбище, она била земные поклоны. Она в очередной раз сказала: "Ты далек от Бога, тебе надо приблизиться к Богу". Я отмахнулся и пошел дальше… Я вспоминаю, как Юдина пыталась читать мне из "Нового Завета". Я слушал с интересом и без особого трепета. Она мне читала "Новый Завет", а я ей — Чехова".

Именно Шостакович и рассказал о том концерте Юдиной и её подлинном письме Сталину. Причем рассказывает эту житийную историю он без всякого сочувствия к обоим — Юдину он считает истеричкой, а Сталина суеверным тираном.

"Сталин по нескольку дней никому не показывался. Он много слушал радио. Как-то Сталин позвонил руководству Радиокомитета и спросил, есть ли у них запись 23-го фортепьянного концерта Моцарта, который слышал по радио днем раньше. "Играла Юдина", — добавил он. Сталину сказали, что, конечно, есть. На самом деле не было никакой записи — концерт передавался вживую. Но Сталину боялись сказать нет.

Сталин потребовал, чтобы к нему на дачу прислали запись исполнения Моцарта Юдиной. Комитет запаниковал, но надо было что-то сделать. Позвонили Юдиной и оркестру и сделали запись той же ночью. Все дрожали от страха. За исключением Юдиной, естественно. Но она — особый случай, ей было море по колено.

Юдина позже рассказывала мне, что дирижера пришлось отослать домой, так как он от страха ничего не соображал. Вызвали другого дирижера, который дрожал, все путал и только мешал оркестру. Наконец третий дирижер оказался в состоянии закончить запись.

Думаю, это — уникальный случай в истории звукозаписи: я имею в виду то, что трижды за одну ночь пришлось менять дирижера. Так или иначе, запись к утру была готова. Сделали одну-единственную копию и послали ее Сталину. Да, это была рекордная запись. Рекорд по подхалимажу.

Вскоре после этого Юдина получила конверт с двадцатью тысячами рублей. Ей сказали, что это — по специальному распоряжению Сталина. Тогда она написала ему письмо. Я знаю об этом письме от нее самой и знаю, что история покажется невероятной. Но, хотя у Юдиной было много причуд, одно я могу сказать точно: она никогда не врала. Я уверен, что это правда. Юдина написала в своем письме что-то в таком роде:

Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу поддержку. Я буду молиться за Вас день и ночь и просить Господа простить Ваши огромные грехи перед народом и страной. Господь милостив, Он простит Вас. Деньги я отдала в церковь, прихожанкой которой являюсь.

И Юдина послала это убийственное письмо Сталину. Он прочитал его и не произнес ни слова, даже бровью не повел. Естественно, приказ об аресте Юдиной уже был готов, и малейшей гримасы хватило бы, чтобы уничтожить даже ее след. Но Сталин смолчал и отложил письмо в тишине. Ожидаемого движения бровей не произошло. С Юдиной ничего не случилось. Говорят, когда вождя и учителя нашли на даче мертвыми, на проигрывателе стояла ее запись Моцарта. Это — последнее, что он слышал".

Вот между этой историей в оригинале и ею же в подаче Иануччи такая же разница, как между Житиями Святых и порнографическим комиксом.



Еще одно воспоминание.
Святослав Рихтер:
«Weinen, Klagen» Листа она замечательно играла, большую сонату B-dur Шуберта — очень хорошо. Хотя всё шиворот-навыворот. Она играла Баха во время войны — прелюдию си-бемоль минор — быстро и фортиссимо. И когда Нейгауз потом пошёл её поздравлять в артистическую, он сказал:
— Ну, скажите, пожалуйста, почему вы это так играете? Вот так!
— А сейчас война!
Вот это типичная Юдина: «А сейчас война!» Но после её концертов у меня болела голова. Она… насилие какое-то было над публикой, страшное насилие. Большой талант была.


Кино с Холмогоровым: "Смерть Сталина"
Автор: Холмогоров Егор
https://tsargrad.tv/articles/kino-s-holmogorovym-smert-stalina_102199
Tags: Бог, Христос, вера, история, коммунизм, прошлое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments