live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Categories:

Тоска дохристианского человечества

Демонами придуман всякий порок, также и нечистые страсти475. Характер диавола с достаточной ясностью определен в Слове Божием – он гордый (Исх. 14, 12, 14), жестокий (Лк. 8, 21), злобный (Иов. 1, 9; 2, 4), лукавый (Мф. 6, 13; 13, 19), лживый (Ин. 8, 44), тщеславный (Мф. 4, 9). И вся сила ненавистнической природы бесов направлена на людей476.

С пришествием Христа сила диавола уже сломлена окончательно, и он действует ныне только в сынах противления (Еф. 2, 2).

«Ты низложен Крестом, умерщвлен Животодавцем, бездыханен, мертв, недвижим, бездействен, и хотя сохраняешь образ змия, но предан позору на высоте!» – восклицает Григорий Богослов477 в «Слове на Св. Пасху».

Сам сатана великому тайновидцу святителю Нифонту (326–373), епископу города Констанции, сказал однажды: «С тех пор как Иисус был распят, действительно, я слаб стал...»478

Но не так он действовал раньше. (По-видимому, наши времена приближаются к тому, когда он с прежней силой начнет помыкать человечеством и мучить его. См.: Откр. 11, 7; 17,8; 20,3.) Древние язычники хорошо узнали на своем хребте (Пс. 128,3) всю мстительность, злобность и ненависть бесов к роду человеческому. Это общенародное верование было развито древнегреческими трагиками. Таким образом явился у них αλαστωρ, «дух мщения».

У Эсхила он является как δειμων γεννας, как демон-искуситель, непрерывно действующий в судьбах известного рода. Так, в роде Атридов из одного основного греха вырастает целая вереница новых; аластор, мстя за одно преступление, вызывает другое, новое, за которым опять в свою очередь следует месть и еще новое преступление, и так без конца. У Софокла и Еврипида злобный характер этого демона остается тот же, но с легкими видоизменениями479.

Во всяком случае, сила его ненависти не уменьшилась. Так, у Софокла480 в «Эдипе в Колоне» мы читаем:

Но вот что будет: в Фивах ый... и т. д.

У самого Гомера демоны как добрые божества почти не встречаются, зато в качестве злых сил, особенно с приложением эпитетов στυγερος, χαλεπος, κακοσ, 481 /страшный, суровый, злой (греч.) попадаются нередко. Прямо, без всяких околичностей, в значении «зла, погибели» (Verderben) или «смерти» (Tod) стоит δειμων в «Илиаде» (VIII, 166)482.

Философ Сократ, который должен был знать толк во всех этих вещах, потому что сам имел, по его собственным словам, всегда сопутствующего ему беса, внушавшего ему то и се483/Об этом загадочном и непонятном для нынешнего позитивного сознания явлении существует целая литература, которой мне нет нужды приводить. Впрочем, этим вопросом интересовались и сами язычники в древности, и между ними знаменитый Апулей, известный и нашей широкой публике по своему роману «Золотой осел» (Metamorphoseon... lib. XI). Роман, безнравственный и по форме, и по идее (проповедует очистительную силу мистерий). Перевод З. М. Соколова (Люций Апулей. Золотой осел. СПб., 1899) старается – насколько возможно, чтобы не попасть под суд за порнографию, – дать приблизительное понятие о подлиннике. Апулей, ушедший по уши во всякую бесовщину и не упускающий нигде во время своих многочисленных путешествий случая погрузиться в тайны мистерий данной местности, понятно, не мог остаться равнодушным и в отношении затронутого мною вопроса. См. его сочинение «De deo Socratis», изд. Eyssenhardt. 1869./, говорит о злобном характере демонов.

Вот выдержка из «Лизиса» Платона (223А):

«Сказав это, я (Сократ) думал, было, уже тронуть кого-нибудь другого, постарше. Но тут, будто какие демоны, подошли педагоги – один Менексенов, другой Лизисов – вместе с их братьями и приказывали им идти домой...»

Ясное дело, здесь слово «демон» употреблено в смысле неприязненной силы, которая препятствует нашему намерению. Таким образом, имеем еще свидетельство в пользу того же со стороны двух философских умов Греции, на которых, как на столпах, покоилось все античное интеллигентское мировоззрение.

Понятны после этого тоска человечества до Первого пришествия Христа Спасителя по Избавителю и благодарность Богу (за избавление) вместе с радостью первых христиан, которые до того страхом смерти чрез все житие повинни беша работе диавола. (Евр. 2, 14–15).


епископ Варнава (Беляев)
Основы искусства святости. Том I
https://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyaev/osnovy-iskusstva-svjatosti-tom-1/2#sel=320:1,333:40
Tags: #Библия, #Бог, #Евангелие, #Новый Завет, #Писание, #Христос, #вера, #веселие, #духовная жизнь, #молитва, #мысль, #православие, #радость, #религия, #святые, #слово, #христианство, #церковь, #человек, Библия, Бог, Христос, веселие, духовная жизнь, молитва, православие, радость, христианство, церковь, человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Опять навальнята?

    Интересная писулька попалась, вроде, как даже из-за границы. Даже страшно жить становится, когда прочитаешь. Что творится то вообще?! "Идите к…

  • Котэ наше фсё

    И удалился я в спальню свою, и лёг, ибо была ночь. Но кот, увидев, что я лёг в спальне своей, забыл всё добро от господина своего и возопил:…

  • Вертикаль в действии

    Связываться с государством себе дороже, уже сколько раз и на личном опыте убеждался в этом, особенно когда чиновники спрашивают чем и как поддержать,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments