?

Log in

No account? Create an account
Православие

live124578


Спа́се, ны́не обнища́вшее мое́ се́рдце не пре́зри …

На всяк день благословлю́ Тя, и восхвалю́ И́мя Твое́ во ве́ки, и в век ве́ка...


Previous Entry Share Next Entry
Гневаясь, не согрешайте
Православие
live124578
Пророк (Давид) говорит: «гневаясь, не согрешайте» (Пс.4:5). Он не уничтожает гнева, который бывает и полезен, не отвергает негодования, которое бывает полезно, когда направлено против людей неправедных и нерадивых, но отвергает несправедливый гнев и безрассудное негодование. «гневающийся на брата своего напрасно, подлежит геенне огненной» (Мф.5:22). Видишь, какое там и здесь ограничение: «гневаясь, не согрешайте»; «гневающийся на брата своего напрасно», – потому что можно гневаться и справедливо. Так и Павел разгневался на Елиму, и Петр на Сапфиру (Деян.5:13). Я даже не назову этого просто гневом, но любомудрием, попечением, распорядительностью. Гневается и отец на сына, но потому, что заботится о нем. Напрасно гневается тот, кто хочет отмстить за себя самого; а кто хочет исправить других, тот – смиреннее всех. Так и Бог, когда о Нем говорится, что Он гневается, гневается не для отмщения за Себя самого, но для исправления нас. Будем же и мы подражать Ему: мстить, таким образом, есть дело божественное, а мстить иначе – дело человеческое. Итак, не будем и мы гневаться напрасно. Гнев внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали и других согрешающих, не с тем, чтобы он сделался в нас страстью и болезнью, но чтобы служил врачеством от страстей. Гнев полезен для того, чтобы пробуждать нас от сонливости, чтобы сообщать бодрость душе, чтобы производить в нас сильнейшее негодование за обижаемых, чтобы делать нас взыскательными к обижающим.
Свт. Иоанн Златоуст

Гневайтесь, братья мои, на себя и не грешите более. Гневайтесь на грехи свои, в помыслах и делах, и не грешите более. Гневайтесь на дьявола, отца лжи, и не исполняйте более воли его. Гневайтесь на грех в мире и на попирание Церкви Божией Святой людьми безбожными, но берегитесь, чтобы грехом грех не лечить. Пусть гнев твой имеет меру, чтобы целительным быть, а не отравительным. А чтобы он имел меру, ты имей Бога пред собою и в гневе своем. Для гнева не может быть более мощной плотины и преграды, нежели Бог. Вообще, всякий гнев, который не во Имя Бога и Божией правды, есть грех. Не гневайся из-за пустяка, а гневайся из-за того, из-за чего и Бог гневается. Если твоя воля укреплена в Законе Божием, ты всегда сумеешь гневаться гам, где это нужно, и столько, сколько нужно.
Свт. Николай Сербский

Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту; невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев заменен в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего незначащим поводам.
Имеется естественная ненависть, и без ненависти к греху и демонам не открывается слава души. Эта ненависть превратилась в нас в противоестественную ненависть к ближнему. Увлекаемые ею, мы заражаемся отвращением к ближнему; она изгоняет из человека все добродетели.
Авва Исайя

Чтобы устоять в любви Божией, необходимо, чтобы и гнев и ненависть достигли последнего напряжения, но направляются они на живущий во мне грех, на действующее во мне зло.
Схиархимандрит Софроний Сахаров

Гнев вложил в нас Бог! Это нерв души. Это сила. Бог дал его нам, чтобы мы гневались и отражали наши страсти, диавола. Тогда мы правильно употребляем гнев, мы отнимаем эту силу у сатаны и отдаем ее Христу.
Прп. Порфирий Кавсокаливит

Гнев, чистый гнев – это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано.
Прп. Паисий Святогорец