Что данный тогда ученикам чрез дуновение Дух был некоторым дарованием духовным, сообщенным чрез дуновение от полноты Иисусовой, а не означает ипостасное исхождение, как мудрствуют латиняне, – явствует из 87 беседы толкований божественного Иоанна Златоуста на святое Евангелие от Иоанна, где он говорит так: «Некоторые говорят, что Христос не сообщил тогда ученикам Духа, а только посредством дуновения сделал их способными к Его принятию. Ведь если Даниил, при виде ангела, пришел в ужас (Дан. 8:17), то чего не испытали бы ученики, если бы приняли эту неизреченную благодать, не будучи наперед к тому предуготовлены? Потому то, говорят, Христос не сказал: вы прияли Духа Святаго, но – приимите. Но не погрешит и тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, так как различны дарования Духа. Потому то Христос и присовокупил: имже отпустите, отпустятся, – показывая, какой род благодатной силы даруется им. Впоследствии же, спустя сорок дней, они получили силу чудотворений, почему Христос и говорит: Приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели (Деян. 1:8); а свидетелями они соделались посредством чудес. Ибо неизреченна благодать Духа и многоразличны дары Его». Так говорит божественный Златоуст о сообщенной чрез дуновение власти, последуя блаженному Павлу, который говорит: Разделения дарований суть, а тойжде Дух, и разделения служений суть, а тойжде Господь, и прочее (1Кор. 12:4–5). Но латиняне опять говорят, что если бы Сын не имел в Себе Духа, то не мог бы дать Его. Если же, имея Его существенно, дарует достойным, следовательно, и испускает Его присносущно. Возражая против этого, отвечаем им: Сын имеет в Себе всего Духа, но в смысле существа и естественного присвоения, а не как причина ипостасного исхождения Его. Это свойство все вообще богословское учение признает принадлежащим одному Отцу, – так же как и свойство рождать Сына, и свойство Духа – исходить. К тому же, если поищешь, то найдешь, что все святые богословы проповедуют, что весь Отец есть во всем Сыне, и весь Сын есть в Отце. Но по этой причине не можем сказать, что Отец рождается от Сына, поелику весь в Нем находится. Так же и Сын весь во всем Духе находится и веруется. Но по этой причине, пока находимся в здравом уме, не можем сказать, что Сын рождается от Духа. Если выдумывать нечто такое об Отце и Сыне по той причине, что Они существенно находятся друг в друге, – нечестиво, то так же нечестиво и хульно мудрствовать о Духе, что Он исходит от Сына, так как Сын имеет Его всецело в себе!
Латиняне, которые, по гордости своей, на все дерзки, не только возмечтали себя имеющими власть изменять слово Владыки, но отреклись и от согласного определения вселенских соборов, которыми благочестивая наша православная христианская вера опытно научена и получила утверждение в истине. Соборы эти суть те седмь столпов Премудрости Божией, на которых Дух Святый прекрасно устроил Свой Дом. С теми святыми соборами все папы, достойно содержавшее престол святого Петра, были согласны и единомысленны, а не так, как нынешние ваши папы, которые продают священство за золото и учительство за серебро. На первом соборе Сильвестр, честнейший папа Римский, на втором – Димас, на третьем – Целестин, на четвертом соборе блаженный Лев, который был назван столпом и утверждением православия, на пятом соборе Вигилий, на шестом священнейший Агафон, который был муж мудрый в божественных делах, на седьмом соборе святейший папа Адриан – все эти (и бывшие тогда) священные иерархи дерзновенно устремились со всех концов вселенной и соединились в одно собрание на помощь православию и, как львы, надеющиеся на присущую им силу, как крылатые высоко парящие орлы, возгремели с высоты благочестия и произнесли исповедание благочестивой веры и утвердили ее правилами и строжайшими клятвами. К этому они присовокупили: "Если кто изменит что-либо из догматов святых и боговдохновенных отцев, то это не следует признавать предусмотрительностью, но должно признавать преступлением, отречением от догматов и нечестием против Бога". Этим кратко заканчиваю первую статью.
преподобный Максим Грек
Ответ Николаю латинянину
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/otvet-nikolayu-latinjaninu/
Благодарю за наводку