
Многие говорят, что Церковь должна обновляться, что необходимо удалить некоторые вещи, которые устарели. Это не так. Слово Божие на протяжении веков остается неизменным. Методы, которые использует Церковь, можно менять. В древности проповедовали в домах, в пещерах, сегодня проповедуем в храмах. Сейчас у нас есть радио, которое мы используем для духовных целей, в прошлом не было радио, а сейчас у нас есть разные методы для проповеди. То есть меняются методы, но не меняется смысл и истина Евангелия, они остаются неизменными. Потому что если мы изменим их, то человек получит ложный результат и он духовно не исцелится. Ты же не можешь сказать врачу:
– Знаешь, доктор, сейчас измени свою врачебную методу и лечи меня по-другому!
То, что доказано в медицине, – доказано научно. Только то, что не доказано, со временем меняется. Церковь меняет методы, с помощью которых она проповедует учение Христа, но никогда не изменяет Божию истину.
Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих (Пс. 118: 94).
Господь спас пророка, потому что он был Его. Можем ли мы сказать Богу, что мы Его люди? Имею ли я такую смелость, чтобы предстать перед Христом и сказать: «Господи, я полностью твой!»?
Если мы имеем такую смелость, то мы действительно можем сказать то, что говорил пророк. А если наше сердце принадлежит другим вещам?
Если мы будем искренно поступать и объективно смотреть на вещи, то увидим, что наше сердце покорено многим, независимо от того, это материальное что-то или это сластолюбие, самолюбие, эгоизм, самомнение или нечто другое. И как после этого мы можем сказать Богу, что мы принадлежим Ему? Как я могу принадлежать Тебе, если мое сердце занято чем-то другим? В моем сердце присутствует не только Господь, Он не всецело царствует там, я полностью не принадлежу Ему. Во мне господствуют другие «хозяева» и вещи, которые пленили меня. Поэтому я не могу с чистой совестью сказать, что я всецело принадлежу Богу. И хорошо будет, если мы не станем заблуждаться, а будем осуждать себя в этой жизни, чтобы затем не удивляться в день Страшного суда.
И давайте во время духовного безмолвия скажем себе:
– Подожди! Ну-ка посмотрим: принадлежу ли я только Христу? Люблю ли я Его всей своей сущностью? Нет ли чего-то, что может отнять мою любовь к Христу?
И тогда твое «я» ответит. Давайте позволим ему ответить. Или даже, как говорил святой Иоанн Лествичник, давайте заставим его ответить нам. Пусть наше сердце подскажет, где оно ошиблось.
Поэтому наименьшее, что мы должны сделать, – это воздыхать, смириться, просить Христа, чтобы Он царствовал в наших сердцах, в нас, и говорить то, что говорим во время Божественной Литургии: «Благословенно Царство Отца, Сына и Святого Духа». Где это благословенное Царство? Ангелы и небеса благословляют Бога. И мы должны благословлять Царство Божие в нас, Бог царствует в нас, Он будет нашим Царем и Богом, и, таким образом, мы сможем сказать Ему:
– Господи, я принадлежу Тебе, спаси меня. Я полностью принадлежу Тебе, спаси меня!
Хорошо было бы, если человек задумается и спросит себя:
– По-настоящему ли я люблю Бога?
Иногда человек приходит на исповедь, плачет и рыдает об умершем, которого он любил. Ты соболезнуешь ему. Он хотел жениться на девушке, которую любил, а сейчас безутешно плачет. Но вопрос в том, люблю ли я так же Христа, как любил этого человека.
Один святой говорил:
– Господи, я очень хочу полюбить Тебя так, как я полюбил грех!
Это великие слова. Потому что мы иногда любим вещи, страсти, грех и в течение всего дня думаем о них. Пусть будет наоборот, пусть это станет мерой нашего смирения и сравнения, то есть давайте так полюбим Бога, как много раз показывали, что полюбили грех и страсти. Поэтому, когда спрашиваем себя: «Принадлежим ли мы к Христу?», должны ожидать ответа, спрашивать и осуждать себя. Святых не судят после их смерти, потому что они уже осудили себя в этом мире, осудили свое эго и сказали ему:
– Сядь на скамью подсудимых и ответь мне. Любишь ли ты Христа всем своим разумом, всей душой и всем сердцем и готов ли ты сказать: «Христос, я полностью принадлежу Тебе и готов исполнить волю Твою!»? Я не уверен, что ты готов это сказать и сделать.
Это очень важно – честно ответить себе, любишь ли ты Христа всем своим разумом, всей душой и всем сердцем
На Афоне один наш старец говорил нам, чтобы мы совершали этот суд над собой для того, чтобы научиться осуждать себя, чтобы избежать Страшного суда и чтобы исправиться. Чтобы мы были похожи на тех людей, которые часто ходят к врачу и сдают анализы, чтобы знать о состоянии своего здоровья. Человек, который никогда не ходил к врачу и думает, что он здоров, в действительности может быть больным. Если человек знает реальное состояние своего здоровья, то он может предотвратить в своем теле развитие той или иной болезни.
Митрополит Лимасольский Афанасий http://www.pravoslavie.ru/83984.html
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Книги митрополита Афанасия Лимасольского (Николау) в интернет-магазине "Сретение"
Свети цар Борис
19 февраля 2019 г
http://www.pravoslavie.ru/119415.html
Приветствую тебя, о любезнейший
