Для христианок, для которых каждый праздник, посвященный Божией Матери, – их, женский, день, нет нужды в празднике 8 марта. Но ведь не все россияне – в Церкви, не все воцерковлены. Или же воцерковляются сегодня, а за плечами – вся жизнь, связанная с этим праздником своими светлыми моментами. Можно ли лишить людей праздника? Нужно ли это?
В пору своего неофитства я высмеивал 8 марта перед своими не пришедшими к вере бабушками. Сегодня я думаю со стыдом: зачем я это делал? Зачем портил праздник, настроение?
Сегодня я бы бережнее отнесся к их воспоминаниям и чувствам. Из всех бабушек у меня в живых осталась одна, 1917 года рождения. Она, старая коммунистка, с большим трудом идет к вере, но уже учится молиться... Каждый год я поздравляю ее с 8 марта, и она расцветает и радуется.
Давайте будем терпимей и добрей к нашим дорогим соотечественникам, которые были на протяжении страшных 70 лет лишены веры, истины. Но которые прожили жизнь. Нелегкую, жуткую, но жизнь, со своими праздниками, радостями.
Я благословляю своих прихожан поздравлять их близких, коллег с этим днем. Сами – можем не праздновать, но и высмеивать что-то, с юности дорогое сердцу многих, – тоже не надо.
И последнее: Я за то, чтобы, по примеру многих стран, в России были введены и отмечались праздники: День отца, День бабушки, День матери и проч. Люди нуждаются в этих напоминаниях.
Воцерковленные христиане имеют массу дней, когда можно прославить (и прославляется) женщину. Это, как я уже отметил, Богородичные праздники, это день св. Жен Мироносиц. То есть для верующих людей такой проблемы нет. Но не будем забывать, что многие люди еще вне Церкви. И подобные праздники пробуждают в их часто сухих и грустных сердцах что-то теплое и светлое.
Бог да пребудет со всеми читателями!
Священник Константин Пархоменко