
Верующих часто упрекают в нелогичности некоторых моментов Библии, которые современному человеку кажутся таковыми.
Например вот эти два казалось бы противоречивых высказывания Бога по отношению к человеку и его делах.
Господь говорит: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого зло от юности его». Удивительные слова, ведь это то самое обстоятельство, из-за которого Бог и навел потоп на землю. Напомню, что предшествовало потопу. «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем, и сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил». Значит, Господь истребляет людей за то, что они злые, и Господь дает обещание больше не истреблять людей по той же самой причине – потому что они злы. «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого зло от юности его».
Как же это понимать?А понять мы это можем только тогда, когда обратим внимание на форму библейского повествования о потопе. В каком жанре этот рассказ построен? Дело в том, что книга Бытия, начиная со второй главы, часто носит этиологический характер. «Этиа» значит по-гречески «вина» или «причина», и литературный жанр в форме этиологии призван на примере какой-то истории обосновать, объяснить то, что человек видит вокруг себя и на что он не может дать ответ. А у людей, как в глубокой древности, так и сегодня, подобных вопросов возникает достаточно. Например: почему мы умираем и обращаемся в прах? Почему человек должен оставить отца и мать и прилепиться к жене? Почему женщина рожает в муках? Почему в поте лица мы добываем хлеб? И так далее. И вот на эти вопросы книга Бытия и Библия в целом дает ответы. Конечно, это ответы не научные; это ответы, с одной стороны, простодушного, и, с другой стороны, очень глубинного сознания; то, что будет понятно для человека любой эпохи. То есть этиология – это поиск причины, попытка ответить на вопрос причины: почему все так, как оно есть? А ответы эти даются в форме истории – или в истории грехопадения, или в истории всемирного потопа, или еще что-либо.
И вот сегодняшнее чтение из книги Бытия – это тоже этиология. Это попытка найти причину: почему Бог не наказывает зло? История о потопе отвечает на этот вопрос. Бог уже один раз наказал зло, уничтожил развращенное человечество, но только никаких результатов это не принесло. Человечество-то не стало лучше после потопа. Человечество нужно не уничтожать, а спасать или лечить, поэтому через тысячелетия после всемирного потопа на землю придет Спаситель, или, если буквально перевести греческое слово «Сотир», которое мы переводим обычно как «Спаситель», но если буквально его перевести на русский язык, то это будет означать «Целитель». Целитель, который сделает больному человечеству прививку от болезни греха и откроет путь ко спасению.
Но подводя черту под историей о всемирном потопе, надо сказать следующее. Эта история наводит нас на следующий вопрос: сможет ли Бог и далее выносить этот мир, который все более наполняется злом? Не раскается ли Он в сотворении человека, в сотворении мира, неба, земли, всякой души живой? Библейский рассказ о потопе дает ответ, который подобно другим рассказам и историям имеет этиологический, то есть обосновывающий, смысл. Он изображает, что Бог действительно некогда раскаялся, что сотворил человека и других живых существ. Бог действительно перед началом нынешней истории человечества поддался разочарованию и уничтожил все живое на земле. Однако, по Своей благодати Он в то же время спас от гибели одного человека с семьей и одну пару от всякого рода живых существ. Им Он дал после того, как они выщли из ковчега, чудесное обетование, что больше никогда не проклянет землю и не погубит никакую плоть из-за человека, потому что «помышления сердца человеческого зло от юности его».
Итак, Бог хранит Свое творение вопреки злу человечества. Он не отнимает Своей руки от него, хотя мир испорчен грехом. Бог может уничтожить этот мир в любое мгновение; Он может отнять Свою охраняющую руку, ибо неправда и зло людей вопиют к небу. И грех требует возмездия, мир заслужил только погибель. Но тем не менее Бог больше этого не допустит. Несмотря ни на что Он держит этот мир, не погружает его в хаос. Бог остается верен Своему завету с Ноем, и символом этого завета стала радуга. «Радуга» по-еврейски «лук», имеется в виду не овощ, а лук-оружие. И в древней практике в знак прекращения вражды и установления мира враждующие стороны вешали лук на стену шатра. Так и Бог вешает на небе радугу, которая своей дугообразной формой действительно похожа на лук. Это знак мира Бога с людьми; это символ Его завета и напоминание всем нам, что этот мир удерживается над бездной только силой Божественной благодати.
протоиерей Александр Глебов
http://alchevskpravoslavniy.ru/prpovedi/propoved-v-ponedelnik-4-j-sedmicy-velikogo-posta-protoiereya-aleksandra-glebova.html#more-26500
https://deda13.livejournal.com/1620889.html
Приветствую тебя, о любезнейший

Best
rvk06
April 3 2019, 14:08:00 UTC 4 years ago
Флавий, Плиний, Тацит, Мара Бар Серапион и многие другие древние авторы писали об Иисусе, как о реально существовавшей исторической личности.
Вообще же, прямых и косвенных доказательств существования Иисуса Христа - десятки, если не сотни. Съездите в Иерусалим, Вифлеем, на Иордан. Погуглите про исторические доказательства существования Иисуса. Врядли можно найти историческую личность с более убедительными доказательствами ее существования.
Если вы сомневаетесь, что Иисус Христос существовал, то тем более должны сомневаться, что существовали, например Платон, Сократ, Аристотель, князь Владимир, пророк Мухаммед, и многие другие, поскольку доказательств их существования еще меньше, чем Иисуса. О Сократе, например, повествуют всего два источника, однако мало кто подвергает сомнению, что он был.