live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Category:

Великая Суббота



Богослужение Великой субботы даровало нам не только благодать, но и совершенную радость и значимость этих священных дней. Мы сподобились духовного единения с Господом в переходе из Гефсиманского сада к ужасной Голгофе, к животворящей и живительной Гробнице, чужой Гробнице, где Сын Божий пробыл целых три дня. Подчеркиваю, чужой Гробнице, ибо Господь “пришел к своим, и свои Его не приняли”, Он пришел к своим, но не открыли они Создателю мира, и всю жизнь Он оставался чужим. Чужой в созданном Им мире. Чужой избранному, любимому народу. Чужой до самой Своей смерти, ибо не нашлась ни одна гробница, которая принадлежала бы Ему и приняла бы Его, и был Он захоронен в гробнице праведного Иосифа Аримафейского.

Сегодня Господь сошел в преисподние места земли. Говорит апостол Петр, что спустился “Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал” (1 Пет. 3:19). Спустился до самой темницы, унылый и печальный, до царства смерти, темного, где всегда уныло, с тем чтобы освободить “людей от Адама и Евы”, весь род человеческий, всех усопших до времени сего.

Спустился в ад и озарил его Своим Божеством, во время Его пребывания ад стал Раем, а души усопших праведников, страстно желавших Его пришествия, искупления, жизни, света, возрадовались и возликовали.

Насколько огорчался лукавый с царством своим, принимая в нем Победителя жизни, настолько духи усопших и святых праведников радовались, веселились, торжествовали, спеша принять живительные лобзания, которые давал им Сошедший в ад, чтобы и там спасти все души, от века усопшие. И после Воскресения Христова “многие тела усопших” святых тех воскресли и отправились в священный город Иерусалим, являясь там многим. Это означает, что Бог позволил свершиться воскресению не всех людей, а только некоторых умерших. Это были те новопреставленные, которых еще знали и помнили. Они, возможно, умерли двадцать лет назад, но было множество людей вокруг, кто помнил, что Исайя, Иаков, Захария, Эстер были людьми, жившими по соседству, были их друзьями, дедушкой, дядей, матерью, отцом, их старшим братом. Их было легко распознать, потому позволил Господь свершиться этому великому чуду, дабы не было ни малейшего безверия не только в Его собственное Воскресение, но и в воскресение всех усопших.

Думаю, Христа не беспокоит, относительно Его самого, верим мы или не верим в Его Воскресение. Однако Его очень и очень беспокоит то, что если мы не уверуем в Воскресение, мы теряем себя, мы остаемся “вне виноградника”. Мы становимся подобием сухих виноградных лоз, которые будут гореть в незатихающем пламени преисподней. Именно это Его волнует. Он надеется, что мы не потеряемся. Ибо, уверовав или нет, мы ни славы Ему прибавляем, ни благодати Его не отнимаем – ровным счетом ничего. А важно Ему, чтобы уверовали мы для нас самих, для душ наших в Его Воскресение и вожделенное воскресение всех нас в день Страшного Суда, когда Архангельский рог возвестит и призовет нас. И вернет земля все то, что было ею принято, земля вернет тела, огонь – все, что обратил в пепел, море – все, что поглотило, звери – все, что снедали. Вернутся тела и, слившись с душой, воскреснут. Ибо, “родившись один раз, душа никогда не умирает”. Смерть души – это совсем другое.

Душа никогда не утратит смысла своего бытия, у нее две стези: чувствовать себя “во благодати” или чувствовать себя “в горести”. Святой Григорий Палама говорит, что все чистые сердцем видят Бога. Все узревают нетварный Свет Божества, но половина из них радуется, торжествует и веселится, возглашая с восторгом: «Какая благодать! Как хорошо! Как весело! Какая радость!” Тогда как другая половина в страданиях томится, изнывает и гласит: “О горе! О горе! О горе нам!” Как нам понимать это в наши дни? Все мы временами заболеваем простудой или гриппом. Когда у нас грипп или вирусная инфекция, мы не можем и не хотим долго находиться на солнце. Мы начинаем чихать и кашлять, глаза наши начинают слезиться, нас одолевает насморк, и мы, дрожа всем телом, думаем только об одном: “Быстрее бы дойти до дома, лечь и забыться, укрыться от солнца!” Тогда как рядом стоящий с нами здоровый человек, радуется и думает: “Ах! Слава Богу! Какой прекрасный день! Какое ласковое солнце! Посидеть бы на солнышке, погреть свои косточки, надышаться вволю свежим воздухом!” А солнце ни в чем не виновато! Оно светит для всех одинаково. А виноват во всем грипп. Грипп, то есть болезнь, заставляет нас укрываться от солнца, прятаться в доме. То же самое и грех, нераскаянность, неверие и атеизм. Это и есть болезнь, которая делает человека нетерпимым к солнцу, не дает узреть ему ясное Солнце правды и возглашает: “Горе нам, горе!”, в то время как все остальные радуются: “Какая благодать! Какая радость!”

Мы следовали чину погребения Спасителя, пели хвалебные песни, в большинстве которых отражается колорит народной поэзии и сама греческая душа. В хвалебных речах особенно выражается эта чувствительность, эта тонкость, заметьте! не средиземноморская, а именно греческая! Это благоговение, эта теплота матери-гречанки! Когда слышишь слова Пресвятой Богородицы, оплакивающей Своего Сына, пред тобой предстает образ матери-гречанки, плачущей и рыдающей по своему сыну. Этот образ воодушевил самого поэта Яниса Рицоса, написавшего “Епитафий” – “Плащаница”, в свою очередь выдающийся греческий композитор Микис Теодоракис подобрал хорошую музыку на основе церковных песнопений. Эти гимны глубоко затрагивают самые тонкие струны души греческого православного христианина.

Мы следовали чину погребения Спасителя “в надежде на Воскресение”. Не Его Воскресение. Оно неопровержимо. Нам оно известно. Мы его празднуем 365 дней в году! Каждый день Церковь не перестает и не забывает праздновать Воскресение. Она проповедует Христа Распятого и одновременно Воскресшего из мертвых.

Вот мы и достигли увенчания Великой субботы. “Жизнь угасла”, вскоре звон вечерних колоколов возвестит нам о торжестве Воскресения Спасителя. Давайте помолимся о том, чтобы Господь подготовил наше собственное воскресение, которое должно быть не воскресением осуждения, а воскресением в жизни вечной и царствованием с Ним, со Святой Троицей, со Всемогущим Отцом, со Святым Духом, с Пресвятой Богородицей, со всеми святыми, покровителями монастыря, со святым Николаем, со святой Анастасией Ромейской, со святым Григорием, с личными покровителями всех святых, вместе с Ангелами и Архангелами, давайте возрадуемся той благословенной радостью Царства, где “чистый благовест торжествующих и рыдающих не перестает возглашать: “Слава Тебе, Господи!”


Иосиф, митрополит Приконисский
Журнал “Святой Григорий”, № 34
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
http://svavva.ru/pravoslavie/svyatootecheskoe-nasledie/velikaya-subbota-soshestvie-xrista-v-mrachnoe-carstvo-smerti.html




Приветствую тебя, о любезнейший Юзерпик предлагаю дружить в этом виртуальном мире кнопка
Tags: #Библия, #Бог, #Евангелие, #Новый_Завет, #Писание, #Притчи, #Христос, #богословие, #вера, #веселие, #вечность, #вопросы_бытия, #догмат, #думы, #духовная_жизнь, #иерей, #любовь, #люди, #молитва, #мысль, #православие, #приход, #радость, #религия, #святые, #священник, #слово, #смешное, #счастье, #философия, #христианство, #церковь, #человек, #чудо, Библия, Бог, Христос, веселие, догмат, духовная жизнь, мнение, мысль, православие, радость, религия, христианство, церковь, человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Увидели детей одних, значит бегите подальше, ч.2

    Разбор полетов дичайшего случая произошедшего в В.Пышме, считайте, что в Екатеринбурге, когда девочки обвинили подвозившего их мужчину в приставании,…

  • Увидели детей одних, значит бегите подальше

    Очередная дичь, как некогда сказал товарищ Соловьев в "городе бесов" 22 августа в Верхней Пышме компания из 6 человек зверски убила 48-летнего…

  • Чипирование пока несовершенно

    А уж говорить об управлении человеком, да еще наночипами по крайне мере, на сегодняшний день пока рано. Хотя, конечно, не стоит забывать о том, что…

  • С днем рождения, Иван

    Иоганн Па́хельбель (нем. Johann Pachelbel, 1 сентября 1653 года, Нюрнберг — 3 марта 1706 года, там же) — немецкий композитор и органист.…

  • Мы и они

    Давеча, в интервью отец наш протодиакон призывал священноначалие к любви и сетовал, что разные епископы не катаются на трамваях по делам, а некие…

  • Собственные усилия

    в св. Писании и в творениях отцов Церкви и замечается постоянное стремление убедить человека совершать свое спасение, потому что без собственных…

  • Мой комментарий к записи «Эстонская беседа» от diak_kuraev

    (когда власть слышит своих избирателей) Какие нафиг избиратели? Все избранники идут в общей массе от партий, а не от избирателей. Избиратели на…

  • И Ленин "великий" нам путь озагил ...

    - Думаю, ни для кого не секрет, что технологии цветных революций Джина Шарпа списаны с октябрьского переворота в Российской империи 1917 года.…

  • Чипирование депутатов может стать обязательным

    Минсельхоз РФ осенью внесет в Госдуму законопроект об обязательной маркировке депутатов за их счет с января 2021 года, штраф за отсутствие…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments