live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Category:

Свобода человека и спасение

Учение о свободе человека и о Боге, хранящем «черту образа Своего» (митр. Филарет) в самом спасении человека, составляет существенное отличие православного богословия от инославного:

«Свобода в человеке важнее сущности»[1202]. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Колоссянам // Творения. Т. 11. С. 421.

Она есть «самое лучшее, что даровано ему от Бога»[1203]. Свт. Мефодий Патарский, еп. Олимпийский. Полное собрание творений. Спб., 1905. С. (?).

«…Как Бог свободен и творит, что хощет… так свободен и ты»[1204]. Св. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Изд. 4–е. 1904. (Беседа 15. §21). С. 121.

«У Бога нет насилия»[1205]. Св. Ириней Лионский. Против ересей. СПб., 1900. Кн. 3. Гл. 37. С. (?).

«Бог, будучи беспределен в благости, желает нам всякого блага и дарует, не нарушая самого существенного преимущества — нашего свободного произволения»[1206]. Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе / Пер. с греч. М., 1874. С. (?).

Подобных свидетельств можно привести значительно больше. Им полностью соответствуют и высказывания наиболее выдающихся русских богословов — митрополита Филарета (Дроздова) и патриарха Сергия. «Человек сотворен по образу Божию. Важная черта образа сего положена в его воле: это и есть разумная свобода, отличающая человека от низших созданий Божиих, образа Божия не имеющих. Посему Бог хранит ненарушимую свободу воли, храня в ней черту образа Своего»[1207]. Филарет (Дроздов), митр. Слова и речи. Т. 5. С. 124. Даже для воплощения Слова, по мысли святителя, нужно было свободное согласие Пречистой Девы: «По малой мере человеческой несколько тысяч лет ожидало сие дело согласия Девы, чтобы могло совершиться» (Там же. Т. 4. С. 440; Т. 5. С. 122).

«Благодать хотя и действует, хотя и совершает все, но непременно внутри сознания и свободы. Это основное православное начало, и его не нужно забывать, чтобы понять учение Православной Церкви о самом способе спасения человека»[1208]. Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. С. 155.

Предупреждение патриарха Сергия не было излишним для русского «школьного» богословия. При усвоении «юридического» понимания искупления в его протестантском варианте и истолковании догмата искупления из «соотношения свойств в Боге» учение о свободе человека хотя прямо и не отрицается, но понимание его значения неприметно утрачивается.

«Человек, по известному афоризму Лютера, это колесница, на которой до падения ездил Бог, а после падения диавол» (Горский М. Правда и милость Божия. С. 194).

При таком понимании человека внимание «истолкователей» догмата искупления переносится на примирение в Божестве противоречивых свойств милости и правосудия. И искажение православной истины о человеке отражается на учении о Боге. При отрицании свободы человека вносится необходимость и в Само Божество.

Догмат искупления в русской богословской науке. Прт. Петр Гнедич
https://www.rulit.me/books/dogmat-iskupleniya-v-russkoj-bogoslovskoj-nauke-read-444421-76.html#n1201
Tags: #Библия, #Бог, #Евангелие, #Новый_Завет, #Писание, #Притчи, #Христос, #алтарник, #алтарь, #беззаботность, #богословие, #вера, #веселие, #вечность, #возглашение, #вопросы_бытия, #дети, #догмат, #думы, #духовная_жизнь, #дьякон, #ектенья, #иерей, #католицизм, #любовь, #люди, #молитва, #мысль, #орарь, #поручи, #православие, #притч, #приход, #радость, #ребенок, #религия, #святые, #священник, #сказка, #слово, #стихарь, #счастье, #теология, #философия, #христианство, #церковь, #человек, #чудо, Библия, Бог, Христос, атеизм, веселие, догмат, духовная-жизнь, католицизм, мнение, молитва, мысль, православие, радость, религия, христианство, церковь, человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments