live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Category:

Новый Адам

Другим православным началом, имеющим не менее важное значение для понимания истины искупления и о котором также не следует забывать, является учение о таинственном единстве человеческого рода в Адаме и о новом единстве во Христе — в Адаме Втором. От Посланий апостола Павла и до «Пространного катехизиса» во всех православных истолкованиях догмата искупления переход греха прародителей и спасение всех во Христе объясняется этим единством. Но до тех пор, пока эта истина излагается в «юридических» терминах вменения греха несогрешившим потомкам и усвоения искупительных заслуг верующими, до тех пор, пока единство чело веческого рода представляется только как единство физического происхождения, объяснения эти вызывают и будут вызывать множество недоуменных вопросов. Не повторяя изложенного ранее (гл. IV, 5, 8, 9), следует заметить, что святые отцы под единством всех в Адаме понимали нечто более реальное и более таинственное, чем единство происхождения.

Адам — «целый Адам» — есть весь род человеческий, и грех Адама — грех всех людей. «Поелику в состоянии невинности все люди были в Адаме, то как скоро он согрешил, согрешили в нем все и пали в состояние греховное»[1209]. Петр (Могила), митр. Православное исповедание. М., 1900. 4. 1, отв. 24, § 25. Можно привести ряд изречений святых отцов, подтверждающих это положение.

Блж. Августин: «Сам Адам — это есть весь род человеческий». «Все разорили завет Божий в том одном человеке, в котором все согрешили» (Творения. Киев, 1912. 4. 2. С. 252; 4. 5. С. 190).

Св. Григорий Богослов: «Бессмертный, став смертным, пришел чрез Матерь Деву, чтобы Целому спасти целого человека… Чрез преступное внушение пал целый Адам». «Все мы участвовали в том же Адаме и все мы обольщены, и грехом ущемлены, и спасены Адамом Небесным» (Творения. Изд. 3–е. 4.4. С. 203; 4. 6. С. 142).

Св. Амвросий: «Адам в каждом из нас: в нем согрешило человеческое естество» (Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно–догматическое богословие. Т. 1. С. 502).

Св. Симеон Новый Богослов: «Христос, как и… Адам, Тот и другой совмещал в себе весь человеческий род» (Слова. Вып. 1. М., 1892. Слово 38. § 3. С. 319)

Поэтому грех Адама является грехом человека, и Церковь исповедует это от лица всех усопших в заупокойном богослужении»[1210]. «Древле убо от не сущих Создавый мя, и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися» (тропарь по «непорочных»).

«Рая жителя, и земледелателя в начале мя учинил еси, преступльша же Твою заповедь изгнал еси» (Канон. Глас 6. Песнь 1).

Утрата этого единства, рассечение «целого человека» является следствием первородного греха, недостаточно отмечаемым в догматических руководствах. В этой утрате заключается разрушение человеческой природы силой греха — тлением — не в меньшей степени, чем в смертности отдельного человека, в потере невинности и в склонности ко греху.
Поэтому исцеление этого смертельного недуга, восстановление единства человечества есть действие спасительного домостроительства Христова на человека.

«Главное в спасительном домостроительстве во плоти — привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому как наилучший врач целительными средствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части»[1211]. Блж. Августин: «Сам Адам — это естьвесь род человеческий». «Все разорили завет Божий в том одном человеке, в котором все согрешили» (Творения. Киев, 1912. 4. 2. С. 252; 4. 5. С. 190). Это новое единство человека во Христе — Новом Адаме — есть Церковь, и все верующие составляют в Церкви одно во Христе Иисусе (Гал 3, 28), члены одного тела (1 Кор 12, 12). Это единство имеет свое выражение в Евхаристии.

«Единородный определил некоторый изысканный подобающей Ему премудростью и советом Отца способ к тому, чтобы и мы сами сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность. Именно: в одном Теле, очевидно Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного причастия, делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу. Поэтому и Телом Христовым называется Церковь, а мы отдельные члены, по пониманию Павла»[1212]. Свт. Кирилл Александрийский. Творения. СПб., 1912. 4. 15. С. 109–110

При таком понимании единства человека в Адаме и во Христе — в Церкви — не может быть вопроса ни о вменении греха или наследовании греха «несогрешившими» потомками, ни об «усвоении искупительных заслуг». В Адаме люди все согрешили и спасаются не «заслугами», а Самим Христом, объединяющим в Себе, в Церкви, новый род человеческий[1213]. Существенным действием Таинств крещения, миропомазания, покаяния и Евхаристии является преодоление растлевающей человека силы греха, соединение со Христом и сообщение новой жизни человеку–грешнику.


Догмат искупления в русской богословской науке. Прт. Петр Гнедич
https://www.rulit.me/books/dogmat-iskupleniya-v-russkoj-bogoslovskoj-nauke-read-444421-76.html
Tags: #Библия, #Бог, #Евангелие, #Новый_Завет, #Писание, #Притчи, #Христос, #алтарник, #алтарь, #беззаботность, #богословие, #вера, #веселие, #вечность, #возглашение, #вопросы_бытия, #дети, #догмат, #думы, #духовная_жизнь, #дьякон, #ектенья, #иерей, #католицизм, #любовь, #люди, #молитва, #мысль, #орарь, #поручи, #православие, #притч, #приход, #радость, #ребенок, #религия, #святые, #священник, #сказка, #слово, #стихарь, #счастье, #теология, #философия, #христианство, #церковь, #человек, #чудо, Библия, Бог, Христос, атеизм, веселие, догмат, духовная-жизнь, католицизм, мнение, молитва, мысль, православие, радость, религия, христианство, церковь, человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ошибка иудеев

    Ветхий Завет был; конечно, временем сени и гаданий: светлую пору избавления ветхозаветный человек представлял себе более под видом восстановления…

  • Мой комментарий к записи «Ставка упала, а экономика не растет. Почему?» от alex_leshy

    И не поможет ставки, потому как производства надо создавать. А в Россию все тащат из Китая, потому что ихняя власть не идиоты в отличии от некоторых…

  • Спасение

    Спасение, говоря общепринятым языком, есть избавление человека от греха, проклятия и смерти. Это определение одинаково может принять и православный,…

  • ЛГБТ и католики

    РКЦ, в отличие от протестантов, довольно долго сопротивлялась ЛГБТ, но сейчас все громче звучат голоса ее епископов в поддержку гомосексуализма.…

  • Прикладом по черепу

    Василий Шульгин вспоминал об одной своей лекции о Февральской революции для членов НТС, на которой присутствовал Струве. После лекции начались…

  • Воздаяние 2

    По воззрению священных писателей и отцов Церкви, вечная жизнь по своему существу лишена той потусторонности, которую ей, стоя на своей точке зрения,…

  • Приказ 227

    Хороший приказ. За 20 лет правления и за целый год войны большевики расписались в своем бессилии и ошибках, когда дело дошло не до пропагандистских…

  • Воздаяние

    Св. Василий Великий, полагавший, как мы выше видели, загробное блаженство в созерцании Бога, в общении с Ним, объясняет степень общения степенью…

  • Гравитация как доказательство бытия Божия

    Существует прямое общедоступное доказательство существования Творца Вселенной, основанное на законе всемирного тяготения, открытом еще Ньютоном.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments