live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Татьяна МАСС: "Моя единственная вера. Исповедь своевольницы"

Оригинал взят у tanya_mass в Татьяна МАСС: "Моя единственная вера. Исповедь своевольницы"


Недавно одна поэтесса, с которой мы завели эмигрантскую дружбу по инету - очень тонкая, талантливая поэтесса написала мне : «А я , Танечка, не могу принять идею о том что православная церкoвь самая правильная. Что-то во мне сопротивляется этому.»

Прочитав это, я задумалась о себе: а правильно ли сделала я в жизни, приняв православие как единственно правильную веру? Нет ли в этом некой ограниченности на самом деле?

И прислушавшись к себе, проверив себя, я еще раз убедилась, что другой церкви и другой веры нет для меня на Земле... Я ведь так дорого заплатила за эту уверенность...

Я росла в   обычной советской семье, где запредельно религиозным жестом было покрасить яйца на Пасху. Только, приезжая к бабушке на каникулы в вологодскую деревню с очень красивым названием Порубежье, я видела иконы в ее деревянной избе, слышала ее шепот на ночь перед ними - молитвы за всех нас. Помню такую сцену: мне лет 10, бабушка достает из –за икон ветхую книгу с распадающимися листами и просит почитать - она была неграмотная. Я читаю Евангелие, ничего не понимая в старославянском тексте. Мне быстро надоедает. И подружки пришли звать меня гулять, и   мне уже не сидится на месте. Бабушка качает головой: « Ой, Таня, своевольница ты!» Я смеяюсь и целую ее в морщинистые щеки, чтоб она не сердилась.

Теперь я пытаюсь понять, что это значило для моей бабушки - своевольница- просто непослушание или она предчувствовала уже что-то в моей судьбе: эмиграцию, мои шатания по церквям и верам?. Слишком печально качала она головой и слишком пристально вглядывалась в меня иногда.

Сегодня, размышляя иногда над этим желанием найти свой духовный путь, я начинаю думать, что в основе его лежит страх смерти. Когда мы юны и вскакиваем в холодном поту при мысли о том, что когда-нибудь умрем и нас похоронят, хочется что то сделать, и побыстрее, пока есть силы, чтоб победить смерть. И ведь все люди, которые вокруг нас, умирают, несмотря на то, что они верующие, молятся Богу. Поэтому нужно найти еще что-то получше, поэффективнее.

А может быть в основе этих поисков – и это в то время когда уже есть в доме Евангелие и Библия, совсем другая причина- гордыня. Найти духовный мир быстрее всех , прийти туда своей особой дорогой, сократив путь, и встречать новоприбывающих с отпечатком некоторого превосходства!

Как бы то ни было, не лежала у меня душа к Православию. А все - таки атеизм на журфаке сдавать было противно. Почему то казалось, что совершаешь какое то предательство...

В Риге, куда я приехала работать после МГУ в постперестpоечное время, открывались воскресные школы для детей и взрослых. В Храме Святой Троицы в Задвинье перед Пасхой учительница такой школы рассказывала однажды нам о мучениях Иисуса Христа. Я вошла на этот урок беспечной, хорошо одетой журналисткой, вышла оттуда заплаканной, с размазанной по щекам тушью, разбитой и потерявшей прежнюю точку опоры.   Учительница сказала мне, что со мной произошла обычная история - встреча с Христом.

Я слышала иногда рассказы, что люди после такой встречи чувствуют радость, силу, покой . Я же   много плакала и была, как потерянная. Мне казалось, что после того, что я пережила в церковной школе, нужно срочно менять свою жизнь, потому что она не может быть прежней, но как ее менять – я не знала...

Я не могу написать подробнее, что со мной произошло во время того короткого рассакза учительницы о мучениях Христа, потому что боюсь, что это можно интерпретировать по-разному. Но я – как бы это выразить помягче - люблю с тех пор Иисуса Христа, и ощущаю Его существуюшим. У меня появилась ненасытная жадность к любой информации о Нем, о его жизни. Я стала читать все книги, которые были у меня и моих знакомых о Христе, мне было мало. Я пошла церковь, выпросила книг у батюшки- отца Сергия, но в те времена и у батюшек было мало книг и церкви стояли пустые...

Зато в те же времена открывались   разные экзотические храмы, по улицам ходили кришнаиты в оранжевых одеждах, и так ритмично пели: Харе Кришна!   Прохожие тогда еще останавливались и смотрели вслед таким шествиям: все это было свежо и ново. Однажды я пришла кришнаитский храм, чтобы написать статью о вновь открытой благотворительной столовой для бедных.

Меня встретили там люди, бритые наголо, одетые на индийский манер, которые рассказали мне о Кришне, которого мы должны встретить и полюбить в этой жизни , чтобы в следующей жизни быть рядом с ним. Мы говорили очень долго, и выйдя на улицу под серое небо, я тут же захотела вернуться. Так хорошо , спокойно, красиво было в храме. И так пахло благовониями! С собой я уносила Бхагават Гиту, которую читала как необыкновенную книгу, открывавшую мне какие то новые космические аспекты человеческого бытия. / Я и сейчас считаю Бхагават Гиту и Шримат Бхагаватам вершинами   индийской культуры, но по поводу их религиозного значения   разделяю мнения А. Меня, который писал, что   существование всех   мировых религий оправдано до прихода Христа/


Придя домой, отдала мясо из холодильника коту Яше, не поверившему даже своему счастью, -кот потом дня три грыз замороженный кусок говядины. Купила сари, четки, стала посещать утренние арати- служения, после которых никуда уже не хотелось уходить из храма. Я постепенно все больше входила в эту религию, знала почти всех американских гуру , приезжающих в нш храм с лекциями на духовные темы. Правда, после лекций преподавателей МГУ эти лекции мне казались не такими уж глубокими и не вызывали во мне того восторга, который я замечала на лицах других слушателей.

Мой знакомый журналист Миша Бомбин, работавший на радио Свобода, сказал мне как-то по поводу моего обрашения в кришнаиты: Когда жизнь чуть прижмет, все кришнаиты бегут в нашу родную церковь свечки ставить...



Через некоторое время мне предложили поехать в   Швецию, в храм, который можно было назвать редакцией ИСКОНа- Международного Общества Сознания Кришны. В этом храме работали редакторы и переводчики   европейских стран, работающие над переводами книг Шрилы Прабхупады. Я прожила в том храме почти полгода. Незабываемое впечатление- приезд русских кришнаитов на обряд огненной ягьи - символ кришнаитского крещения, которое совершается под звуки барабанов с переменой имени и   произнесением клятвы новообращенных учеников своему гуру : не есть мяса, не заниматься запрещенным сексом, не врать и не употреблять наркотиков. В этих 4 принципах нет вроде ничего плохого,   но у меня постепенно возникали вопросы, от которых отмахнуться было невозможно.

Например, почему индийцы, которых в нашем шведском храме просто боготворили, и которые никогда в жизни не ели   мяса, были похотливы и нечисты на руку? Почему во время духовных лекций гуру подчеркивают избраность кришнаитов, что по-моему мнению вызывает сильную гордыню в этих людях? Почему не нужно общаться со своими родными, даже если они едят мясо?

Я поняла   на всю жизнь, что не нужно отмахиваться от своих самых наивных вопросов. Иногда именно они выводят из    духовных тупиков.

Однажды меня пригласил на беседу гуру, спросивший: не готова ли я принять   огненное крещение?

В этот момент он показался мне пуговичником из скандинавских лесов, который пришел переплавить меня в какое то безликое существо- законченную кришнаитку. Я отказалась. Он удивился: А почему вы не хотите

--Я не люблю Кришну, - помявшись, ответила я гуру

-А кого вы любите?- поднял брови гуру

-Я люблю Христа.

-Вы не сможете так жить между двух религий - сказал мне тот гуру- идите и подумайте, кого вы выбираете.

Там же в храме жила одна переводчица из Молдавии, которая читала и толковала мне Евангелие. С ней мы тихонько молились ХРисту, чтоб нас не услышали. Мы еще смеялись с ней, что похожи на первых христиан, которые молились в катакомбах.Она была независимая в суждениях женщина, старше меня, наставлявшая меня простыми поучениями: Таня, просто люби Бога! Не нужно много мудрить в своей жизни.

-А как любить Бога?

-Ты просто захоти этого, и Он тебя научит.

Когда на другой день я пришла к гуру давать ответ, кого же я выбрала, он все понял без слов. И я ему сказала спасибо. Я бы ему сказал и сегодня спасибо за то, что своим вопросом он помог мне определить мое отношение к этой религии.

Скоро я уехала из Швеции, и постепенно ушла из ИСКОНА.

Затем я читала Штайнера и увлеклась его антропософией - мне даже   в течение какого-то времени- недолгого, правда, казалось, что я наконец нашла то, что искала. Особенно меня ппривлекла книга Штайнера о Евангелии от Иоанна. В этой книге дается мистическое толкование некоторых евангельских событий, напомнившее мне книги Экхарта Майстера- который имел на меня тогда большое влияние. Я говорила с антропософами, ходила на их встречи, но постепенно разочаровалсь в механистическом подходе к духовной структуре человека Мне казалось все в человеке тоньше, все сложнее, чем это выходило по книгам Штайнера, которые мне стали напоминать со временем методички на тему духовной жизни.

Отсутствие духовного иммунитета делало меня воприимчивой ко всяким духовным течениям Мне хотелось все понять и почувстовать самой. Я не видела никого, кому бы могла доверить свою духовную жизнь

Сегодня я кажусь себе Пер Гюнтом от религии... Герой Ибсена путешествовал по всему миру, чтобы найти то, что было у него дома- любовь. Я , пережив очень сильное духовное впечатление от встречи С Христом, почему то начала искать Его не в Православной церкви, а везде, куда меня приводил случай: где было интересно, где встречала необычных людей, где просто нравилась атмосфера.


Я, не еврейка по происхождению, одно время заинтересовалась синагогой и ходила туда по субботам, присматриваясь к народу, из которого произошел Иисус Христос. У евреев меня поразила одна вещь: у них очень радостная полная вера, что Бог их слышит. Когда я слышала их шумные молитвы в синагоге, у меня   возникало   желание принять иудаизм. Казалось, так хорошо: войти в такую древнюю веру, иметь такую крепкую структуру духовной жизни с соблюдением всех правил шабатта, например. Причем никакигх догм в духовной жизни в иудаизме нет! Так мне казалось вначале. Но, поговорив с равином о Христе, я натолкнулась на главную догму сегодняшнего иудаизма- отрицание Христа ! Меня это открытие поразило- ведь прошло 2000 лет, а имя Христа по- прежнему вызывает такую неприязнь у иудеев, что некоторые главы Исайи, в которых пророчествуется об Иисусе, запрещены для чтения у евреев.

Здесь во Франции я случайно попала в пятидесятническую церковь. Я не говорила вначале по французски, и один знакомый мне посоветовал посетить церковь пятидесятников, где есть русский переводчик. Пятидесятнический период   занял полтора года моей жизни. Я не хочу писать так, чтобы оскобить чувства людей, который посещают все упомянутые мной общины и церкви . Но я   поставила себе цель рассказать о своих метаниях и поисках церкви открыто, а иначе нет смысла делиться пережитым.Afficher l'image d'origine

Церковь пятидестяников, которую я посещала во Франции- очень мощная, богатая структура Пастор- авторитетный религиозный лидер, который умело разбирается во всех хозяйских делах, в отношениях людей- порой сложных и запутанных. Тысячная аудитория, которая собирается несколько раз в неделю в для молитвенных собраний и служб, спевшийся хор и очень чуткий ораганизм. Я имею в виду молитвы на языках. Когда я впервые услышала эти молитвы на языках, мне показалось это каким-то кощунством над словами апостола.   Но уходить из этой церкви я не хотела- мне понравилось    в этой церкви теплота и эмоциональность служений. Молитвы с возложением рук, слезы людей во время общих песноспений - это привлекало, мне хотелось побыть тут подольше, посмотреть. Проповеди пастора были очень интересно построены .

Как опытный проповедник он мог так заинтересовать слушателей, что вся огромная церковь замирала, внимая его словам. Человек огромной энергии, пастор читал проповеди, проводил молитвенные собрания по нескольку раз в неделю, руководил школой проповедников. Через полгода я приняла водное крещение в этой церки, и начала молиться на языках. Причем, не просто молиться, а петь на   языках, что как сказал мне пастор, является чистой молитвой на языках- так как первые христиане пели свои молитвы.

Я бы и до сих пор, наверное, осталась в этой церкви, если бы не начала слышать с кафедры пастора такие выражения, которые меня настораживали. Например, пастор говорил, что пятидесятники имеют монополию на Святого Духа, потому что они молятся на языках, что является доказательством пристутствия Святого Духа. А как же другие христиане? думала я . Невозможно было с этим согласиться. При всем моем почтении к ученому пастору.

окончание тут:http://tanya-mass.livejournal.com/3133290.html





Tags: Бог, Христос, вера, православие, христианство, церковь
Subscribe

  • Зато мы сделали ракету

    Раз подросло поколение "можем повторить" и "зато", не знающее, что такое недолго простоять в очереди, ну, буквально часика два, за дефицитом (больше…

  • Он поручил, они сделали

    Президент России Владимир Путин поручил «Газпрому», правительству и региональным органам власти сформировать источники финансирования…

  • Христос или гражданство Израиля ?

    Оказывается и наше время осталось место для подвига

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments