live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Обучение

“...Но самых трудных ребят отдают мне”
Почти в каждой школе есть совершенно особенные учительницы. Проработав в школе много лет, они повидали столько всяких экспериментов, решительных преобразований, что в конце концов перестали обращать внимание на руководящие указания. Возможно, они даже перестали обращать внимание на педагогические премудрости и умные речи. Но именно у них на уроке задерживаются самые отъявленные прогульщики и двоечники.
Смотришь, совершенно разбойничьего вида молодой человек бережно несет такой учительнице стопку тетрадей в кабинет и улыбается, довольный, что-то рассказывает, а она слушает, кивает. И не пробуйте поведать ей, что за бездельник и лоботряс ваш ученик, она не поверит: мальчик замечательный, просто у него переходный возраст, трудности в семье – да мало ли что. Все равно он замечательный, хотя и не учит математику, не читает книг… Наивная? Возможно. Как ребенок. Или мудрая, как много переживший человек. Своим терпением, мудростью, любовью и пониманием эти учителя достигают порой большего, чем энергичные знатоки новейших методик и стандартов.
Нелли Гайковна БарсегЯн – учитель словесности. Дело не в том, что она заслуженный учитель с многолетним стажем, опытом. Она тот человек, слушая которого понимаешь нечто важное. А бывает, просто веришь на слово. Ей легко верить. Вот мы сидим в учительской, в кабинете на перемене, и она рассказывает.
Учителю особенно важно помнить свое детство. Хорошо, если ребенок любим и счастлив в семье. Но так бывает не всегда. Значит, счастливое детство должны дать школа, педагог. Обязательно счастливое, светлое, чтобы было на что опереться в будущем, чтобы потом своих детей смог любить и баловать сегодняшний подросток. Чтобы мог потом верить людям. Атмосфера доверия и абсолютного приятия – непременное условие нормальных взаимоотношений взрослого и ребенка. Может, есть какие-то безупречные люди, не совершавшие ошибок, они, наверное, могут ругать, стыдить этих грубых, лживых детей. А я так хорошо помню свои собственные неудачи, обиды, так хорошо понимаю своих учеников, когда они опять не сделали упражнение (а у них любовь), обманули, надерзили. Когда помнишь собственные грехи – и ребят понимаешь, прощаешь.
В общем, я благодарна своей семье, родителям. Они меня многому научили. Мой дед до революции был священником в Нагорном Карабахе. У него было восемь сыновей. Жили небогато, но дружно, весело. Дети были главным сокровищем, счастьем, дарованным от Бога. В каждом ребенке родители видели целый мир, с каждым из восьмерых много разговаривали, обсуждали все проблемы.
И пусть они пишут с ошибками...
У меня никогда не бывает чувства, что я все знаю, мне не бывает легко. Всегда трудно. Каждый день иду на урок и не знаю, получится ли сегодня разрушить стену между мной и детьми, станем ли мы хоть ненадолго одним целым. Когда получается, я счастлива. А вот сейчас у меня десятый класс и чувствую: «не беру» я их. Не слушают, не читают. Просто отчаяние охватывает. Что делать?
Всегда много читаю вслух на уроке. Не рассказываю, не объясняю, а именно читаю. Как можно рассказать о Достоевском, Толстом? Я не настолько уверена в себе. Есть строчки, которые надо прочесть и помолчать. А мое понимание, мой восторг – все это в голосе, интонации. Пусть звучат слова автора – не мои.
В девятом классе – «Герой нашего времени». Всегда читаю письмо Веры к Печорину. И всегда такая тишина. Молчим, даже не смотрим друг на друга. Каждый о своем молчит.
Я никогда не выдаю блестящих результатов. Ни по каким стандартам мои ученики не заработают высших баллов. Но самых трудных подростков в школе отдают мне. И пусть они говорят коряво, пишут с ошибками. Для меня важно, что думают, чувствуют. И знаете, тонко чувствуют. Иногда и отличник не поймет того, что они понимают. Я одного недавно спрашиваю: «Что ты у меня на уроке делаешь? На парте ни книги, ни тетради». А он отвечает: «Я у вас на уроке думаю много».
Не торопите детей!
Я не от предмета иду (чему надо научить? чем овладеть?) – я от ребенка иду (какие у него проблемы? что ему сегодня нужно для счастья?). Вот девочка сидит. Умница, но эгоистка страшная. Всегда одна, ничему не рада. Я не осуждаю ее, не раздражаюсь. Ей и так трудно. И она как-то сказала: «Меня никто так не знает и не бережет, как вы». Конечно, трудно всех принимать. Случается, начинаешь испытывать к какому-то ребенку просто неприязнь. Я в таких случаях вспоминаю все положительное, доброе, что есть в этом ребенке. Начинаю почаще хвалить (даже в слабой работе можно обнаружить удачную фразу), специально больше общаюсь, разговариваю. Вдруг замечаю: что-то изменилось. И во мне, и в ребенке.
Я стараюсь дать ребенку возможность работать так, как он хочет. Алена. Ничего не делает – только стихи пишет. Отлично! Я ей в стихах ошибки исправлю, она перепишет – вот и грамотность, а правила потом когда-нибудь. Зато она начала чужие стихи читать. Ее брат совсем не может писать – плохая мелкая моторика. Я ему разрешаю все работы на компьютере делать. А с Сережей последние два года веду переписку. Он мне пишет письма о своей жизни, я ему отвечаю, задаю вопросы, советую, что почитать, специально повторяю слова, в которых он делает ошибки. У него даже тетради нет. Только наши письма. Я предпочитаю выждать. Пусть ребенок просто сидит, слушает. Со временем он и писать начнет, и говорить, и читать. Я сама лишь недавно полюбила оперу. Муж у меня – страстный меломан, меня с молодости приучал, а я только сейчас дозрела. 60 лет понадобилось, чтобы к музыке прийти. Как же я могу детей торопить?
Людмила ПЕЧАТНИКОВА

*********************************************************************************
Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу:
"Уважаемый учитель!
Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
- как ученые инженеры строят газовые камеры;
- как квалифицированные врачи отравляют детей;
- как обученные медсёстры убивают младенцев;
- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин...
Поэтому я не доверяю образованности.
Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов.
Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ"!
Tags: дети, образование, учитель
Subscribe

  • Что ты тварь ? ...

    Экстремизмом попахивает, поэтому ноукоммент. Благо это записал такой авторитетище, что никаким совкам-космополитам, которых трясет и коряжит от слова…

  • (no subject)

    Заходит в храм женщина, широко крестится трижды на меня: - Я, - говорит, - в храм нечасто хожу, но мне надо помолиться за сына, чтоб он экзамен…

  • (no subject)

    Ты Мя в вода́х Иорда́нских омы́й, скве́рны отню́д не иму́ща, - Госпо́дь рече́, - и оскве́рншееся естество́ челове́ческое преступле́нием Ада́ма,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments