live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Спасение

Спасение, говоря общепринятым языком, есть избавление человека от греха, проклятия и смерти. Это определение одинаково может принять и православный, и последователь правового мировоззрения. Но весь вопрос в том, что каждый из них считает в спасении наиболее важным и существенным.

Себялюбец на первом месте поставит, конечно, последствия греха для благополучия человека, т. е. смерть, страдания и пр. Проклятие, отчуждение от Бога тоже представляется ему пагубным опять-таки потому, что приводит к страданию. Понятно, что спасение он объяснит себе, как избавление от страдания, причиненного грехом. Далее, так как сущность греха и его нежелательность самого в себе ускользают от сознания себялюбца, то естественно, что и самый способ избавления представляется ему неправильно, односторонне. Не понимая, почему грех ведет к смерти и пр., себялюбец объясняет это себе только внешне, – тем, что Бог прогневан и потому наказывает. Поэтому, и спасение он понимает только, как перемену гнева Божия на милость, представляет себе в виде действия, совершающегося только в Божественном сознании и не касающегося души человека. А раз спасение или, говоря точнее, оправдание есть вышеестественное дело Божественного сознания, то и следствие оправдания – освящение естественно приписать тому же Божественному решению. Отсюда – то сверхъестественное превращение, которым протестантство и католичество хотят уничтожить в оправданном человеке грех (так как грех и после оправдания навлекал бы на человека гнев Божий).

Конечно, человеческое сознание должно было бы восстать против такого извращения душевной жизни: ведь, душа не какое-нибудь вещество, чтобы в ней было возможно такое помимовольное превращение. Но ум нередко не предписывает, а покорно следует чувству и воле, – так и здесь. Так как все внимание греховного человека устремлено к тому, чтобы не страдать, чтобы получить безбедную жизнь в самоуслаждении, то он и не думает много о том, каким путем достигается эта возможность вечно благодушествовать. Мало того, помимовольное превращение его души ему было бы еще желательнее. Добра он не любит, труда над собой ради святости он не понимает и боится, жертвовать любезным ему грехом – ему тяжело и неприятно. Чего лучше, если, без всяких усилий с его стороны, без неприятного напряжения и борьбы с собой, его вдруг сделают любящим добро и исполняющим волю Божию и за то блаженствующим? Это и есть то самое, чего нужно его себялюбивой и саможалеющей природе.

Между тем, для православного грех сам по себе, ломимо всяких своих гибельных последствий, составляет величайшее зло, и даже он один и является "злом в собственном смысле", как говорит св. Василий Великий , "злом действительным". Все же, что считается злом только "по болезненности ощущения", с точки зрения саможаления, – все это для православного "зло только мнимое, имеющее силу добра" . Смерть сама по себе не страшна для православного, он боится "смерти, скрывающейся внутри, в сердце", боится "смерти внутренней", потому что только она и есть для него "истинная смерть".

Освободить истинного последователя Христова от всех последствий греха, но не освободить от самого греха, значит не только не спасти его, но и подвергнуть самой горькой и страшной участи, какую только он может себе вообразить: вечно жить и вечно грешить, – это для него хуже геенны.

"Если бы, – говорить Климент Александрийский, – мы могли представить, чтобы кто-нибудь предложил гностику (истинному), желает ли он выбрать познание Бога и вечную жизнь, и если бы эти две вещи, которые совершенно тожественны, были разделены, – то гностик без малейшего колебания избрал бы познание Бога, признавая, что обладание верой, которая от любви восходит к познанию, желательно само по себе".

Истинный христианин предпочел бы быть святым и страдать, чем вечно блаженствовать и грешить. Отсюда очевидно, что и в понятии спасения православный на первое место поставит освобождение от греха самого в себе, избавление же от мук и страданий примет в качестве простого следствия, которое в сущности ничего не прибавляет к получаемому благу, – так оно незначительно сравнительно с благом в собственном смысле. Спасение для православного прежде всего и главным образом есть избавление от греха. Так, действительно, и учат о нем Св. Писание и отцы церкви.

Архимандрит Сергий (Страгородский) "Православное учение о спасении"
Tags: #Библия, #Бог, #Евангелие, #Новый Завет, #Писание, #Притчи, #Христос, #вера, #веселие, #догмат, #духовная жизнь, #католицизм, #молитва, #мысль, #православие, #радость, #религия, #святые, #слово, #христианство, #церковь, #человек, Библия, Бог, Христос, веселие, догмат, духовная жизнь, католицизм, мнение, молитва, мысль, православие, радость, религия, христианство, церковь, человек
Subscribe

  • Что ты тварь ? ...

    Экстремизмом попахивает, поэтому ноукоммент. Благо это записал такой авторитетище, что никаким совкам-космополитам, которых трясет и коряжит от слова…

  • (no subject)

    Заходит в храм женщина, широко крестится трижды на меня: - Я, - говорит, - в храм нечасто хожу, но мне надо помолиться за сына, чтоб он экзамен…

  • (no subject)

    Ты Мя в вода́х Иорда́нских омы́й, скве́рны отню́д не иму́ща, - Госпо́дь рече́, - и оскве́рншееся естество́ челове́ческое преступле́нием Ада́ма,…

  • Еще раз про рабов

    Егда́ к себе́ гряду́ща Предте́ча Го́спода сла́вы вопия́ше зря: Сей, избавля́яй ми́ра, прии́де от истле́ния, Сей избавля́ет нас от ско́рби, Сей…

  • У нас православный президент !?

    На заседании Центрального исполнительного комитета Партии справедливости и развития Турции, состоявшемся позавчера, 13 июля, под председательством…

  • Мгакобесы

    Октоих ПЕСНЬ 3: КАНО́Н ВОСКРЕ́СНЫЙ, ГЛАС 5: Ирмо́с: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м,/ и пове́сивый неодержи́мо тяготе́ющую/…

  • Определение Бога

    Давеча была просьба определить что такое (вопрос "что такое" это конечно же больше для материальной науки), но вернее будет поставить уж вопрос "Кто…

  • Это вам не по брошюркам Минея Израилевича Губельмана атеизму учиться

    А все-таки правы борщевики, что Горбачева в развале обвиняют. Вот был бы, например тов.Джугашвили, так посмел бы кто-нибудь живого царя

  • До встречи

    Ушел ко Господу отец Дмитрий Смирнов Вечная память

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Что ты тварь ? ...

    Экстремизмом попахивает, поэтому ноукоммент. Благо это записал такой авторитетище, что никаким совкам-космополитам, которых трясет и коряжит от слова…

  • (no subject)

    Заходит в храм женщина, широко крестится трижды на меня: - Я, - говорит, - в храм нечасто хожу, но мне надо помолиться за сына, чтоб он экзамен…

  • (no subject)

    Ты Мя в вода́х Иорда́нских омы́й, скве́рны отню́д не иму́ща, - Госпо́дь рече́, - и оскве́рншееся естество́ челове́ческое преступле́нием Ада́ма,…

  • Еще раз про рабов

    Егда́ к себе́ гряду́ща Предте́ча Го́спода сла́вы вопия́ше зря: Сей, избавля́яй ми́ра, прии́де от истле́ния, Сей избавля́ет нас от ско́рби, Сей…

  • У нас православный президент !?

    На заседании Центрального исполнительного комитета Партии справедливости и развития Турции, состоявшемся позавчера, 13 июля, под председательством…

  • Мгакобесы

    Октоих ПЕСНЬ 3: КАНО́Н ВОСКРЕ́СНЫЙ, ГЛАС 5: Ирмо́с: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м,/ и пове́сивый неодержи́мо тяготе́ющую/…

  • Определение Бога

    Давеча была просьба определить что такое (вопрос "что такое" это конечно же больше для материальной науки), но вернее будет поставить уж вопрос "Кто…

  • Это вам не по брошюркам Минея Израилевича Губельмана атеизму учиться

    А все-таки правы борщевики, что Горбачева в развале обвиняют. Вот был бы, например тов.Джугашвили, так посмел бы кто-нибудь живого царя

  • До встречи

    Ушел ко Господу отец Дмитрий Смирнов Вечная память