live124578 (live124578) wrote,
live124578
live124578

Искушения и способы хранения своей души

Отец Клеопа их монастыря Сихастрия (Румыния). Сихастрия - от греческого "исихия" - "безмолвие, тишина". Старец Клеопа живет в уединенном домике за оградой монастырского скита. Монастырские отцы считают его истинным, совершенным монахом. Когда паломники из России, расселись на холме над фруктовым садом и вопросили старца Клеопу о спасении в современном мире, старец сел перед ними на колени и преподал им свое богодухновенное опытно-благодатное поучение...

Поучение о восьми способах искушения человека и борьбе с ними

Святые отцы говорят (так начал отец Клеопа сжато излагать нам свой духовный опыт, унаследованный от святых отцов и лично пережитый им, что ясно подтверждало каждое его слово), что человек на пути спасения бывает искушаем диаволом с восьми сторон: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне.

1. Сзади человека искушают, когда он постоянно помнит свои ранее совершенные грехи и злые дела и снова возвращает их в свое сознание, перетряхивает их, занимается ими, или отчаиваясь из-за них, или размышляя о них со сладострастием. Такое памятование о том, что мы совершили в прошлом, есть диавольское искушение.
(То есть впадает от воспоминания о содеянных грехах в печаль, тоску и уныние, а отсюда уже в неверие в милость Божию и Его Любовь и прощение, либо наоборот услаждается прошлыми грехами и воспоминаниями о полученных временных удовольствиях и разного рода развлечениями)

2. Спереди человек бывает искушаем обычно через страх при мысли об ожидающем его будущем: что будет с ним или с миром; сколько мы еще будем жить; будет ли нам что есть; не будет ли войн или каких-нибудь серьезных и страшных событий впереди; вообще всякими догадками, предвидениями, прорицаниями и всем тем, что вызывает в нас страх перед будущим.
(Что же будет с нами, что же будет с другими, а как же другие, спасутся или нет, да как же наше священноначалие, оно же такое сякое и прочее...св. Антоний Великий вопрошал Бога об остальных людях, не знающих и не хотящих знать Бога и про вечную жизнь, на что ему был дан ответ, чтобы Антоний следил за собой и своей душой и не испытывал судеб Божьих. Сравните в Евангелии 19. ...говорит ему: иди за Мною. 20. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? 21. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22. Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. (Св. Евангелие от Иоанна 21:19-22))

3. Слева человек бывает искушаем диаволом через призыв на явные грехи, на такие поступки и дела, о которых известно, что они грехи и зло, но люди, даже несмотря на это, совершают их. Это искушение открытым призывом на грех, грешить прямо и сознательно.
(ну тут и так всё ясно, давай немножко погрешим и оторвемся, Бог добрый, Он простит, один раз не ....., эка невидаль выкурить, уколоться ..., сделай это, ведь надо расслабится, ты этого достоин и т.д. и т.п.)

4. Справа бывает искушение от диавола двумя способами.
4.1. Первое – когда человек совершает добрые дела и добрые поступки, но совершает их с плохим, недобрым намерением и целью. Это, например, когда он делает добро и поступает хорошо из славолюбия, или чтобы добиться похвалы или какого-нибудь положения, или чтобы прославиться, или чтобы из этого извлечь какую-нибудь выгоду для себя; следовательно, когда он творит добро из тщеславия, корыстолюбия или алчности. Такое совершение добрых дел ради плохой цели греховно и тщетно. Святые отцы уподобляют такое совершение добрых дел (например пост, милостыню и другое) телу без души, ибо цель, с какой совершается дело, – это душа этого дела, а само дело – тело. Потому и совершение добрых дел с целью, которая не по Богу, есть, в сущности, искушение для человека, которое приходит к нему с правой стороны, то есть под видом добра.
(Дьявол всегда пытается любое доброе дело извратить. Сделал добро и откуда-то появляются тщеславные и гордые мысли, типа вот я какой хороший, вот я какой добрый, вот я как могу, а вы все слабаки, трусы, стяжатели, жадные, бездушные и т.д... То есть Я хороший, а все остальные достойны всяких неприятностей и наказаний со стороны Бога.)
4.2. Второе искушение с правой стороны бывает от диавола через разные призраки и видения, когда человек принимает явления диавола в образе Бога или ангела Божия. Это доверие диавольским привидениям или такое принятие бесовских явлений за ангельские святые отцы называют обманом, прелестью.
(Ну тут тема вообще обширная, кстати, католики очень любят всяких мистиков со стигматами и голосами в голове, главное про душевную любовь, чтоб было, экзальтация, восторги, восхищения, непередаваемые радости от посещения "святых", сладость во время молитвы и прочее ...)

5. Далее, сверху человек бывает искушаем от диавола тогда, когда он может, но не совершает добрых дел и святых добродетелей из-за своей лености; когда знает и может приложить больше усилий и труда для подвигов (добродетелей, добрых дел), но не делает этого, ибо ленится или ищет отговорок для своей лености, так что, в сущности, духовно отвергает их, делает намного меньше, чем мог бы в действительности.
(Ну ясно, чего тут молится, постится, трезвиться, каяться, Новый Завет перечитывать, размышлять, узнавать во что в Кого все таки ты веришь, Богу же это не нужно, главное верить, а я пойду телек погляжу, надо же новости то знать, чего там в Америке делается, скоро Обаму сменят и на кого, да и как там мировое закулисье поживает, какие планы по глобализации придумало и когда там антихрист появится)

6. Искушение человека снизу (и чтобы лучше объяснить нам это, старец Клеопа каждый раз показывал руками, с какой стороны приходит то или иное искушение, а потом вкратце повторял описанную им сторону искушения) – также происходит двумя способами.
6.1. Первое – когда человек берет на себя большие подвиги, превышающие его собственные силы, и безрассудно напрягается. Это бывает, например, когда кто-нибудь болен, но накладывает на себя еще и пост, а этот пост не по его силам, или вообще когда перебарщивает в каких бы то ни было подвигах, которые выше его духовных и телесных сил. Такое упорствование – это несмирение и неразумная самонадеянность.
(Надо к правилу еще пару акафистов вычитать, потом еще канон и пару-тройку кафизм пробухтеть, надо же собирать себе сокровище на небе, чем больше вычитаешь, тем больше сокровищ...)
6.2 Другое искушение снизу бывает, когда человек стремится узнать тайны Священного Писания (и вообще тайны Божии), а делает это не по своему духовному возрасту. То есть, когда он хочет сам проникнуть в тайны Божии в Священном Писании (у святых и вообще в мире и жизни), объяснить их и затем учить этим тайнам других людей, в то время как он сам духовно до этого не дорос. Святые отцы говорят, что такой человек хочет разгрызть кость молочными зубами. Об этом говорит святой Григорий Нисский в своем сочинении «Жизнь Моисея». Бог, говорит он, поэтому повелел израильтянам, как несовершенным, чтобы они от пасхального агнца ели только мясо (которое есть молоко для зубов), и притом есть его с горькими травами, а кости агнца не переламывать и не есть, но сжигать их в огне (см.: Исх. 12: 8, 10, 46). Это значит, что и нам нужно из Священного Писания (и вообще в нашей вере в Бога) толковать только те тайны, которые соответствуют нашему духовному возрасту, и есть их (усваивать) с горьким зельем, то есть со всем тем, что нам приносит жизнь (страдания, горести), а великие и высокие (соответственно, глубокие) тайны Священного Писания и Божественной науки и Божия Промысла, как некие твердые кости, не разгрызаются молочными зубами, они поддаются только огню, то есть становятся понятными только в зрелом духовном возрасте, в душах опытных и искушенных в благодатном Божественном огне.
(Ну тут наши псевдоправославные христиане во всю стараются, и кто там что в Писании исправил, и как попы чего там переправили, и как надо креститься, свечи передавать, теток в брюках гонять и чего там патриарх, и как надо Откровение толковать и ху-из-ху в Апокалипсисе и где эти шестерки понаписаны и как их правильно увидеть и разглядеть, не видишь, а вот прищурь правый, глаз видишь шестерку, а если перевернуть, то будет шестерка? т.д. и т.п.)

7. Изнутри же человек бывает искушаем тем, что имеется в его сердце и что из этого сердца исходит и искушает его. Господь Иисус Христос тут ясно сказал, что изнутри, из сердца человеческого исходят греховные и нечистые помыслы и желания, похоти (см.: Мф. 15: 19), которыми человек искушается. Человека искушает не только диавол, но и человеческие злые намерения и злые навыки, похоти, злые желания, человеческое внутреннее грехолюбие, исходящее из его неочищенного сердца
(Тут тоже все ясно, следить надо за своими мыслями, желаниями и разными хотелками, добрые ли они или злые, приятны Богу или приятны сатане? с кем я сейчас дружу и общаюсь? с Богом или с падшим лжецом)

8. Наконец, восьмые врата диавольского искушения открываются человеку извне, через внешние вещи и поводы, то есть через все то, что входит в человека извне через его чувства, которые есть окна души. Эти внешние вещи не злы сами по себе, но через них посредством чувств человек также может искушаться и наводиться на зло и грех.
(Тут самое тяжелое бывает, когда кто-то наговаривает, чего-то делает, обижает, оскорбляет, понтуется, сто раз спрашивает, тупит, лезет под кожу, выводит из себя, играет на нервах, резко обгоняет на дороге, подрезает, "подлец" этакий, такого "святого подвижника" и "великого молитвенника" не замечает на своей шушлайке дореволюционной выперся и тащится во втором ряду, черным дымом и смрадом обдает, тормозит и вихляет, сгинь, нечистый вправо, ползи там ...)

Вот таковы восемь способов искушения всякого человека, независимо от того, пребывает ли человек в миру или в уединении.

Закончив перечисление всех восьми способов искушения человека, старец Клеопа кратко повторил их и затем приложил к ним способы и средства борьбы со всеми этими искушениями.

Против всех этих искушений: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне – нужно бороться трезвением (старец употребил именно это славянское слово), то есть вниманием, осторожностью и бодрствованием души и тела, бодрствованием и бдением духа, трезвенностью и рассудительностью, вниманием к своим мыслям и поступкам, или, одним словом, – рассуждением; а с другой стороны – постоянным молитвенным призыванием имени Господа Иисуса Христа, то есть через непрестанную молитву. Или как говорят святые отцы по-гречески: «“Προσοχή και προσευχή” – то есть “вниманием и молитвой”». Другими словами, - добавил старец, - святые отцы говорят, что борьба против всех искушений и страстей состоит в следующем: хранить свой ум и всю душу и тело свое от искушений – это дело и подвиг наши, с нашей, человеческой, стороны; а с другой, Божественной, стороны, нужно непрерывно в молитве призывать на помощь Всемогущего Господа Иисуса Христа, а это есть непрестанная и главная исихастская молитва, называемая Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!».

http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?f=20&t=30751

В скобках после способа искушения даны комментарии - это МОИ личные мысли из собственного ВЕЛИКОГРЕШНОГО опыта ))
И из наставлений и историй отцов, прочитанные в патериках и отечниках.
Tags: Бог, Христос, вера, духовная жизнь, молитва, православие, святые, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Советская ведьма

    Всякий савецкий коммунист Библий не читал, где, кстати, говорилось о не сотворении себе кумиров, но осуждал. А так же он был обязан быть ноучным…

  • Вот тебе бабушка и S-белок

    Они безвредны, говорили они, мыши не дохнут и хвосты не растут, зуб даем, честнапионерска, главное ужалить побольше и будет коллективное щасье, а…

  • Хозяин, бараны и слуги

    Интересно, что было бы, если хозяин страны, назвал своего слугу публично бараном и скотом? Наверное все кремлеботы и вовкамольцы со всех утюгов…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments